AikiStyle
Что невыразимо в словах, неистощимо в действии!
НОВОСТИ
О ПРОЕКТЕ
АЙКИДО
ДЕТСКОЕ АЙКИДО
_предисловие
_экзамены
_кимоно, оружие
_мысли вслух
___часть 1
_правдивые истории
ЦИГУН
ВТОРАЯ ЛОГИКА
ПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ
ЖЖ-СООБЩЕСТВО
КОНТАКТЫ
ГОСТЕВАЯ КНИГА
 
РЕСУРСЫ ПО ТЕМЕ
Лучший ресурс по теме "Вторая логика, дзэн, чань"
Международный Бодхисаттвический Фестиваль Дзен-Искусства МАХА-УПАЙЯ-ПАТИ
Лучший ресурс по теме "Надпрофессиональное образование"
Лучший ресурс по теме "Эзотерика, мероприятия"
Лучший ресурс по теме "Айкидо"
МЫСЛИ ВСЛУХ
Мысли о детском айкидо, ответы родителям и читателям, диалоги и монологи с тренировок


ЧАСТЬ 1

Дмитрий:
Очень понравилось. За исключением трех вещей - бреда про врожденную этическую одаренность, про самое главное - т.е. приобщение к миру айкидо (думаю, что всё что над этим - таки главное), и про хорошего-плохого человека в конце. Хотя для рекламной статьи для родителей всё это хорошо.

Примечание AikiStyle
Речь идет о статье АЙКИДО И ДЕТИ

Игорь Шухов:
Те моменты, которые ты, Дима, назвал "бредом" в моей статье являются ключевыми. Поясню.

Во-первых, зная твою способность проводить границы любым (!) удобным для тебя способом - иногда сознательно, иногда бессознательно, под влиянием, например, обиды, зависти и т.п. - сразу же оговорю исходные данные.

На сегодняшний день я исхожу из того, что каждый человек живет в своем туннеле реальность. Туннель реальности - это заимствованный мной у Роберта А. Уилсона термин, в который, как, впрочем, и в другие "разные слова" я вкладываю свой смысл. Так вот, мы с тобой, Дима, живем в разных туннелях реальности. Этим, в общем-то, я объясняю все. Помнишь, ты рассказывал историю про то, как шел на работу "умный такой интеллигент в очках и с портфелем" мимо солдат, которые маршировали? Они смотрели на тебя и... не помню моменты, на которые ты обратил внимание, но могу предположить (!), что думали эти солдаты. Откуда могу предположить? Оттуда, что сам был когда-то солдатом, сам когда-то жил в том особом солдатском мире и воспринимал мир, разумеется, по-другому. Так вот, это я к тому, что, исходя из моей картины мира (системы убеждений), каждый человек видит мир по-своему. Ты - идущий с портфелем на работу видишь себя и окружающий мир так-то и так. Солдаты, марширующие строем, видят тебя и окружающий мир по-другому (причем каждый по-своему). Я, услышавший твою историю и, спроецировав ее на свой солдатский опыт, увидел что-то свое. И что во всем этом реально, а что нет? Для меня (я больше не буду оговариваться "исходя из моей картины мира", подразумевая это по умолчанию) очевидно, что для каждого из нас реально то, что он считает "реальным". Т.е. нет никакой "объективной реальности реальнее моей субъективной реальности". А моя реальность всегда субъективна, поскольку определяется уровнем моего развития, глубиной моего восприятия и т.д. Изменился я, изменилась моя реальность, изменился мир вокруг и условия моей новой игры. И раньше, когда я находился на определенном уровне развития и воспринимал мир определенным, всегда ограниченным рамками моего восприятия образом, я даже не мог представить, что "в чем-то заблуждаюсь", что "мир на самом деле другой", что "все, что я думаю - бред!". Сейчас - ну, я стал немного умнее, - я допускаю мысль о том, что это может быть так, но, - внимание! - это может быть так только по отношению к моим будущим картинам мира. Т.е., когда я стану другим мне, возможно, покажется бредом то, что я искренне считал правильным когда-то. Но оно станет таковым лишь при условии изменения меня самого, моей картины мира, а не под чьим либо давлением, не потому, что "некто авторитетный считает именно так". Ну, это, примерно, как несколько лет тому назад ты искренне верил в одно, а сейчас искренне веришь в другое. А через 10 лет вообще непонятно где окажешься. Надеюсь, я понятно выражаюсь.

Итак, если подвести черту под тем, что я сказал выше: мы с тобой Дима, видим мир по-разному. То, что для тебя сейчас "истинно" для меня таковым сейчас не является. Те ценности, которые для тебя "ценны" мне малоинтересны. Возможно потому, что я уже в них - в эти "ценности", наигрался. Возможно потому, что мне еще предстоит в них поиграть. И убедить меня в обратном умными словами, практически невозможно (это я к тому, чтобы ты не продолжал дискуссию на предмет моей "недоделанности" в любой форме). Я такой, какой есть в настоящий момент, но становлюсь другим, когда пишу эти строки. В этом, разумеется, есть и твоя заслуга.

Далее, по сути моей статьи.

"Этическая одаренность" - это термин, который я впервые услышал от Клейна и который мгновенно отозвался в душе - "да, это есть!" Когда я говорю "этически одаренный человек", то говорю "я воспринимаю этого человека определенным образом и оцениваю как этически одаренного", т.е. от рождения - в силу многочисленных реинкарнаций, кармы, дхармы и чего-то там еще - обладающего определенным набором качеств. Это не равно тому, что я "делю мир на этически одаренных и этически бездарных". Делить и выделять - это разное. Ну, например, когда я вижу негра, я его выделяю среди белокожих людей. Но я не делю мир на негров и белых. Я говорю, что в мире есть негры и в мире есть белые. Негры не хуже белых, белые не хуже негров. Они просто отличаются друг от друга цветом кожи. Еще раз: делить и выделять для меня – это разное. Поэтому твой пассаж про "ЭТИЧЕСКИ одаренных" и "ЭТИЧЕСКИ бездарных" и про то, что для тебя "дети (как и взрослые) - они все "этически одаренные", разумеется, правомерен. Но к моей статье про мое понимание темы детского айкидо не имеет отношения.

Почему я говорю, что "этическая одаренность" это один из ключевых терминов в моей статье? Потому, что родители спрашивают иногда: "А все ли в порядке с моим ребенком? Не является ли то, что он не похож на других детей (не дерется, не ябедничает, любит читать, рисовать и т.п.) отклонением от нормы?" Я смотрю на этого ребенка на татами, на то, как он двигается, как себя ведет, как взаимодействует с другими детьми и вижу, что это талантливый ребенок. У него особое восприятие, особое отношение ко всему. И это "особое" откликается во мне как его этическая одаренность. А в глазах других он "странный". Такой же странный, каким когда-то в деревне считали меня (про то, что "все проблемы идут из детства" я в курсе). И то, что те, кто считал меня "странным" живут в том же мире, в той же деревне, и мыслят теми же категориями, что и сорок лет назад, говорит лишь о том, что они выбрали такую реальность, в которой все "странное" всегда находится за пределами их восприятия. Для них деревенская жизнь, сплетни, пересуды – это норма, а все остальное - отклонение от нормы. Я же, в силу своей этической одаренности, выбрал иной путь. И речь, разумеется, не о том, что они плохие, а я хороший. Речь о другом: почему, в силу каких обстоятельств мы сделали разный выбор? Для меня ответ на этот вопрос лежит в области метафизического, там, где Дао, Путь, карма и т.п. Для тебя, на мой взгляд, ответ лежит в области физического – "положить его между матами, пусть покричит и все изменится" (с). Не исключаю, что это так и произойдет (я очень уважаю твоего доктора), но вопрос в том, окажется ли мой деревенский родственник под этими матами, находясь в парадигме "деревенская жизнь, сплетни, пересуды – это норма, а все остальное - отклонение от нормы". И мог ли он там оказаться в детстве, тридцать, сорок лет назад? Кстати, по волшебному стечению обстоятельств разбудила меня сегодня в 5 утра СМС-ка от двоюродного брата из деревни, который всегда считал меня "инопланетянином" и никогда мне не писал. И в том, что я пишу эти строки, есть его заслуга.

Другими словами, возвращаясь к теме врожденной этической одаренности, мой выбор - работать на татами с детьми, которых я вижу как "этически одаренных". С другими, "обычными" (обычных детей не бывает, каждый ребенок уникален и каждого я люблю по-своему, но в моей модели - Вторая логика, границы рассмотрения - это слово приемлемо) я тоже готов работать, но с меньшим энтузиазмом. Им, возможно, нужна помощь специалистов, а не занятия айкидо.

Далее. Про "приобщение к миру айкидо". Я действительно считаю, что это гораздо важнее, чем научить ребенка "кувыркаться". Почему? Опять же, исходя из своего представления о том, что "лучше", а что "хуже" для этически одаренных детей. Мое представление - не истина в последней инстанции, но то, что я чувствую и оцениваю как правильное и неправильное, на основании чего я делаю свои выборы, строю свою жизнь.

Итак, приобщение к миру айкидо - это метафора. Слово "айкидо" может быть заменено на "дзюдо", "каратэ", "музыка", "подводное плавание", "верховая езда" и т.д. Но не "подворотня", "криминал", "наркотики" и т.п. Нужно ли объяснять почему?

Приобщение к миру айкидо - это подключение к энерго-информационному пространству, которое в настоящий момент мне близко по духу. Мне хочется, чтобы в этом мире находилось как можно больше людей, поскольку сам живу в этом мире. Когда я учился в Школе по Второй логике, я так же привлекал в мир Второй логики других людей - и сейчас привлекаю, - поскольку искренне считаю, что Вторая логика, айкидо и цигун – это лучшее из всего, что существует в этом мире. И что определенный человек, погруженный в среду себе подобных, до определенной степени развивается значительно быстрее, чем человек, находящийся среди "не себе подобных", где он вынужден закрываться, прятаться в самом себе. Потом, все наоборот. Нужно выходить в другой мир, получать другой опыт с учетом опыта, полученного в среде себе подобных. Потом опять то же самое, но уже на новом витке спирали развития и в другой форме. Но по сути, то же самое. И так далее. От одного состояния к другому. От Инь к Ян и обратно. Разумеется, я говорю сейчас в конкретных границах рассмотрения, в границах своего успешного опыта трансформации. И все, что я изложил выше – суть моя модель развития, которая, однако же, может быть в некоторой степени приемлема для других. Так же как модель развития основателя айкидо Морихэя Уэсибы оказалась частично приемлемой для какого-то числа людей. Так же, как модель развития Дмитрия ... может быть полезной еще для кого-то. Для меня это - "более и менее эффективные среды для развития" актуально. Для меня это работает! Так или иначе, но я стремлюсь в такие среды, которые побуждают меня к действию или создаю их сам. Одна из таких сред, через которую я прошел и которой благодарен - Школа по Второй логике. Сейчас моя среда - айкидо. Что будет через пару лет - не знаю!

Ребенок, который начинает заниматься айкидо может не понимать, к чему он "приобщается". Понимание приходит (или не приходит) через годы тренировок. Становятся понятны мотивы создателя айкидо, его взгляды на мир, его философия. Человек, приобщенный к миру айкидо, становится другим. Это факт, подтвержденный моими наблюдениями за близкими по тренировкам людьми в течение нескольких лет. Люди в айкидо меняются. Так же как они меняются в других развивающих средах. Кто, как и в какую сторону меняется - дело выбора. Каждому свое. Но я сейчас говорю конкретно про то, что мне близко. Про айкидо.

Вчера, кстати, был интересный эпизод. Я его связываю напрямую с твоим, Дима, "бредом". В раздевалку, где я надевал кимоно и хакаму зашел парнишка, то ли грузин, то ли армянин. По сложению видно, что борец. Он сразу же оценил мою черную "юбку" как "что-то странное", но промолчал. Следом за ним зашел его друг-соотечественник, тоже борец, но более смелый. Увидев меня в черной "юбке" и стоящее у двери деревянное оружие в чехле он мгновенно спросил:"А че-т такое?" Причем его интонации, поведение, все говорило о неуважительном отношении ко мне. Типа, "че-т за х..ня?" За ним мгновенно отреагировал первый борец: "А че, у Вас черный пояс, да? А чем Вы занимаетесь? А че-т такое? " И все это, опять же, с явным пренебрежением, я бы даже сказал презрением - вот, мол, педики тут разные ходят! (Мне это хорошо знакомо, потому что сам в юности был "качком" и примерно так же оценивал "панков"). О чем мы говорили дальше не важно. Важно вот что. Глядя на этих ребят, я подумал: то, что они занимаются дзюдо (как выяснилось), великое благо. Гораздо лучшее, чем, если бы они торговали героином. И то, что они, увидев меня, задались вопросами, - неважно в какой форме, тоже великое благо. Возможно, когда-нибудь (может в другой жизни?) они начнут заниматься айкидо. И как же я могу оценивать "приобщение к миру айкидо" ребенка, который уже сейчас тянется в этот мир? Для которого бокс, дзюдо, каратэ неприемлемы в силу специфичности его сознания.

Прийти и покувыркаться на татами - это одно. Прийти и остаться в айкидо как минимум на несколько лет (приобщится к миру айкидо), чтобы успеть понять его суть - это совсем другое. Второе для меня гораздо ценнее.

И, последнее. Про "хорошего-плохого человека в конце". Тебе, наверное, будет странно услышать, что я просидел над этой фразой около 2-х часов. Пытался четко сформулировать мысль, которая крутилась в голове, но словесно никак не оформлялась. Набросал несколько вариантов, остановился на последнем, но довольным полностью не остался. Сказал себе: "Потом отредактирую!". Поэтому твоя реакция на эту фразу меня не удивила. Как, впрочем, и другие реакции.

источник:
http://aikistyle.livejournal.com

Обязательное чтение:
Сообщество "Айкидо для детей" в Живом Журнале

Биография основателя айкидо
Статья о детях-индиго

   

Copyright © 2005-2010 AikiStyle

Rambler's Top100

Сайт создан в системе uCoz