Детское
айкидо
Статья из журнала "Факты,
события, комментарии"
НАЧАЛО
Айкидо в России появилось не так давно, однако по числу его последователей
наше Отечество, пожалуй, не отстает от центра Айкидо в Европе - Франции.
Сегодня Айкидо широко распространилось по России, однако хороших мастеров
и, тем более, учителей мало. Реальность такова, что многие начинающие
ищут, пытаясь стать учениками именитых инструкторов, обладающих как
можно более высокими Данами. Тем самым, основной принцип единоборств
нарушается - опытные воины считали, что искать
учителя нужно сердцем, а не "по каталогу", оценивая
количество учеников и степеней.
Тем более, что в самой Японии Дан учителя не имеет значения. Во всяком
случае, ему не придается статус столь определяющего критерия. Кстати,
само звание учителя инструктор получает только после получения 6-го
Дана. Тогда к имени мастера прибавляется дополнительное слово "сенсей"
- Ямагучи-сенсей, Ясуно-сенсей и т.д.
АЙКИДО И ВАШ РЕБЕНОК
Айкидо - это айсберг, большая часть которого скрыта под водой. Зрительно
мы воспринимаем только верхнюю часть этого айсберга, восхищаясь плавными
и красивыми движениями мастеров, их впечатляющими приемами. Основную
же часть Айкидо учатся воспринимать с помощью иных органов чувств,
терпеливо, шаг за шагом, познавая суть этого явления.
Исторически Айкидо - элитарное самурайское воинское искусство, которое
стоит в одном ряду с такими видами воинских искусств как дзю-дзюцу,
кен-дзюцу и айки-дзюцу, являясь, с некоторой точки зрения, модификацией
последнего.
Будучи одним из самых сложных воинских искусств, Айкидо представляет
собой синтез воинских искусств, сведенных в эффективную систему защиты.
Кроме того, это еще и динамическая форма медитации, которая призвана
разрешать конфликтные ситуации в повседневной жизни.
Айкидо, в этом смысле, отличается от иных боевых искусств, в основе
которых лежит соперничество, приводящее к взаимной агрессивности и
насилию. Вся практика Айкидо носит только оборонительный характер
и основана на природной гармонии. Поэтому эти принципы могут сыграть
положительную роль в мировосприятии Вашего сына.
Айкидо основано на использовании внутренних сил (энергии) организма
и, поэтому, относится к "внутренним стилям". Однако нельзя
сказать, что Айкидо является чисто "внутренним стилем" -
в нем гармонично сочетаются внутренняя и внешняя (физическая) силы
организма.
УЧЕНИКИ-ДЕТИ
Проблема учитель - ученик-ребенок в Айкидо необычайно важна: "Если
хочешь найти хорошего учителя - сторонись равнодушного".
Создание иерархии - О`Сэнсэй - Сэнсэй - Сэмпай - Кохай должно помочь
ребенку определиться в своем понимании Айкидо, приобрести свое мнение
в соответствии с мнением авторитетного инструктора или нескольких
инструкторов. Нарушение иерархии ведет к искажению понятия ученичества,
путанице в терминологии и методиках. В силу этого, рекомендуется соблюдать
иерархию додзе и, переходя с одного уровня практики Айкидо на другой,
повышать мастерство не в спорах с инструкторами, а в усердном усвоении
объясняемого материала.
Ученик-ребенок должен осознавать свое ученичество и уметь сдерживать
свои амбиции в пользу сознания Айкидо. Как бы ни был опытен инструктор,
он не сможет заставить ребенка понять что-либо до тех пор, пока тот
не будет внутренне готов воспринять материал. Важно создать необходимые
для этого условия.
Отмечу
также, что в процессе обучения действия инструктора по отношению к
Вашему ребенку могут показаться Вам жесткими или даже бесчеловечными.
Однако однозначность оценки может ввести Вас в заблуждение. Именно
таким образом создаются экстремальные для восприятия условия, в которых
ребенок будет воспринимать материал на ином, более высоком уровне.
Его восприятие будет обострено, эмоции откроют его рефлекторный фон.
Он сможет понять то, что было недоступно из-за старых представлений
о процессе обучения и практике единоборств.
Если требования учителя ребенку покажутся бессмысленными и несправедливыми,
учтите, что беспрекословное подчинение инструктору требует большой
выдержки и терпения. Ведь содержание Айкидо практически невозможно
передать словами - нужно полагаться на свою интуицию: общение строится
по схеме "от сердца - к сердцу".
Правда,
необходимым условием учительства является также то, что учитель должен
тренироваться сам и лучше - под чьим-нибудь руководством.
ИТОГ
Детское Айкидо - процесс сложный, тем более, что дети, при своей восприимчивости,
не всегда понимают цели тех или иных занятий. Некоторые мастера даже
отказываются вести детские группы, мотивируя это тем, что не смогут
объяснить детям то, что понимают взрослые.
На
наш взгляд, это - ошибочное мнение. Ребенок, часто, понимает Айкидо
гораздо лучше, чем взрослый. Ведь цель Айкидо - вернуться к истокам
своей природы, а дети находятся к ней гораздо ближе, чем, мы взрослые.