|
Примечание
AikiStyle
Вторая логика - это оригинальная технология интеллектуальной деятельности,
автором которой является Клейн. Авторские материалы Клейна можно найти
на сайте www.zen.ru.
Все материалы по Второй логике на AikiStyle отражают уровень понимания
этой темы автора сайта. AikiStyle оставляет за собой право на ошибку,
не снимая с себя ответственность за нее.
Почему
Вторая логика?
Мало
иметь острый ум.
Надо еще уметь им пользоваться!
AikiStyle
ПРЕДИСЛОВИЕ
Представь
ситуацию - пожар! Загорелся твой дом. Погасить пламя не удается. Нужно
срочно эвакуировать ценные вещи (благо людей в помещении нет). Как
ты будешь принимать решение в этой экстремальной ситуации? Что вынесешь
первым - корзину с грязным бельем, новенький холодильник, паспорт,
деньги? Как быстро сможешь принять решение, выделить главное и отсечь
неглавное?
Пример
из жизни
Однажды в Доме культуры моего города случился пожар. Загорелось помещение,
где проходил банкет. Среди людей началась паника. Кто-то устремился
к выходу, кто-то - к гардеробу (дело было зимой). В какой-то момент
гардероб охватило пламенем, и большинство людей выбежали на улицу
в чем были одеты. Но одна женщина бросилась в огонь, спасать свою
норковую шубу, и сгорела заживо.
Другая
ситуация. Ты - мастер спорта по боксу. Идешь домой с тренировки и
видишь, как симпатичная девушка вырывается из объятий пьяного парня.
В ответ на твою просьбу отпустить девушку, парень хамит. Хук справа
и хулиган оказывается на земле с сотрясением мозга, а ты - на скамье
подсудимых.
На суде выясняется, что парень - это муж симпатичной девушки, а их
сцена на улице - обычное явление из серии "милые бранятся, только
тешатся". Ты получаешь три года условно и бесценный опыт вмешательства
в чужую жизнь. Парень и девушка продолжают ссориться в общественных
местах. Вопрос: если бы ты не был мастером спорта, "хулиган"
был бы в два раза больше тебя, а девушка имела сомнительный вид, оказался
бы ты на скамье подсудимых?
Оставим эти вопросы пока без ответа. Вернемся к ним позже, в конце
моего повествования о Второй логике, поскольку правильные ответы лежат
в области ее применения.
Итак, Вторая логика: почему?
ВТОРАЯ
ЛОГИКА - ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТА
...В
руках у зла, лекарство - яд,
Топор - орудье для убийства!
AikiStyle
Пример
из жизни
- Почему Вторая логика?
- Потому что без нее никуда!
Человек
практически всегда думает:
а) беспокоится о будущем
б) вспоминает прошлое
в) ведет внутренний монолог
г) старается не думать
д) готовится к принятию решения.
Первые четыре варианта думанья я рассматривать не буду. В каждом их
них человек сам себе дока. Рассмотрю последний, самый сложный вариант
- "готовится к принятию решения".
Почему "готовится"? Потому что само принятие решения происходит
мгновенно: "делаю - не делаю", "делаю так" или
"делаю по-другому". Большую часть времени в процессе принятия
решения занимает его подготовка: сбор недостающей и обработка имеющейся
информации.
Жизнь человека можно рассматривать как цепочку причин и следствий.
Решение - это, одновременно, результат деятельности человеческого
сознания и причина для действия. Каждое действие в той или иной степени
влияет на жизнь человека, формирует его индивидуальный тоннель реальности.
Поэтому процесс принятия решения, как предваряющая действие стадия,
является чрезвычайно важным.
В течение дня человек принимает десятки разных решений: что съесть
на завтрак, как одеться, на каком транспорте поехать на работу, как
решить профессиональную задачу и т.д. Часто эти решения принимаются
автоматически, по привычке. Например: что съесть на завтрак? Омлет
или глазунью? Глазунью! Автоматизм принятия решения в этом случае
заключается в том, что из большого числа продуктов, которые можно
съесть на завтрак, я выбираю те, к которым привык. Разумеется, ассортимент
продуктов к завтраку у каждого человека разный, но зачастую он ограничен
его представлением о том, что нужно кушать по утрам.
Пример
из жизни
Однажды, бродя по супермаркету, я обнаружил, что мое сознание через
глаза автоматически выхватывает из огромного ассортимента товаров
лишь знакомые по вкусовым качествам продукты, игнорируя при этом
неизвестные. В этот момент мне представилось, что весь мир - это
бесконечно большой супермаркет с бесконечно большим количеством
разных товаров, а моя жизнь - это покупатель, который ходит вдоль
прилавков и выбирает продукты к своему столу. И если покупатель
делает свой выбор автоматически, по привычке, то он обречен питаться
исключительно "кашей, молоком и хлебом", в то время как
мир предлагает ему изысканейшие блюда бесконечно разнообразной вкусовой
гаммы.
С того дня я стал сознательно расширять диапазон своего вкусового
восприятия, обращать внимание на новые товары и экспериментировать
с едой.
PS: Кстати, реклама, кроме ее зомбирующего воздействия несет в себе
еще и положительный эффект. Она сообщает миру о новых продуктах.
Реклама, в определенных границах рассмотрения - это стук в дверь
зашоренного сознания с просьбой впустить в него новый объект. Когда
реклама становится навязчивой, этот стук превращается в грохот.
Часто
на наши решения влияют установленные обществом нормы и правила, устоявшиеся
стереотипы, импринты, мнение близких или окружающих людей и т.п. Не
всегда решения, принятые под чужим влиянием соответствуют нашим интересам.
Для того, чтобы принимать собственные решения и следовать своим путем
к своим целям, необходимо учиться правильно мыслить.
Что такое "правильно мыслить"?
В контексте нашего разговора правильное мышление - это умение конструктивно
мыслить, адекватно оценивать ситуацию и быстро принимать оптимальные
решения.
Обучение правильному мышлению - это нескончаемый процесс. Каждое новое
знание, новый навык и опыт вносят свои коррективы в механизм мышления.
Правильному мышлению можно учиться методом проб и ошибок. Правильному
мышлению можно учиться иначе. Вторая логика учит правильному мышлению
методом "иначе".
Вторая логика - это эффективный инструмент интеллекта,
расширяющий область его применения.
Вторая логика позволяет из бесконечного числа
элементов мира, в разной степени влияющих на решение человека, выбирать
для рассмотрения самые важные.
Чаще всего этот выбор осуществляется человеком автоматически, неосознанно,
под воздействием сильных эмоций или, напротив, по причине иллюзорной
простоты и обыденности ситуации. Другими словами, автоматизм реакций
проявляется как правило в двух крайних состояниях сознания - состоянии
наивысшего возбуждение и состоянии "сна наяву".
На первый взгляд может показаться, что число "элементов мира,
в разной степени влияющих на решение человека" конечно. На самом
деле это не так. Конечность числа "элементов мира, в разной степени
влияющих на решение человека" обусловлена границами, в пределах
которых этот вопрос рассматривается. Эти границы проводятся сознанием
также автоматически, как осуществляется выбор в их пределах.
Приведу утрированный пример с одной лишь целью - показать, что число
"элементов мира, в разной степени влияющих на решение человека"
на самом деле бесконечно.
Например, человек решает: пойти на прогулку или нет? Казалось бы,
чего проще: выглянул в окно, решил, что одеть по погоде и вперед!
Или, наоборот: выглянул в окно, увидел дождь и решил не пойти на прогулку.
Это примеры автоматического решения в пределах неосознанно проведенных
границ. Элементов мира, которые могут повлиять на это решение на самом
деле бесконечно много. Они автоматически отсеиваются сознанием как
лишние, чрезмерно усложняющие процесс принятия простого решения. И
это отсеивание в данной ситуации правомерно, поскольку решение "пойти
на прогулку" несоизмеримо по сложности с решением, например,
"родить ребенка". Другой вопрос, что
в более сложных ситуациях сознание человека зачастую действуют аналогично,
автоматически отсеивая очень важные для принятия решения факторы.
Какие факторы могут повлиять на решение человека "пойти или не
пойти на прогулку"? Во-первых, это наличие свободного времени.
Во-вторых, его физическое и эмоциональное состояние. В-третьих - погодные
условия. В-четвертых, наличие одежды, соответствующей этим погодным
условиям. В-пятых, отсутствие тех или иных причин, угрожающих его
безопасности во время прогулки. Можно продолжить этот список, но пока
ограничимся им, поскольку он уже содержит в себе бесконечное число
элементов, в той или иной степени влияющих на принятие решение. Хочешь
проверить? Пожалуйста!
Наличие свободного времени подразумевает отсутствие любой формы занятости.
Занятость может быть как прямой, так и опосредованной. Пример прямой
занятости: мне нужно сделать эту работу до 17-00. Пример опосредованной
занятости: в ближайшие дни мне могут позвонить на домашний телефон
по очень важному вопросу. Прежде чем принять решение пойти или не
пойти гулять, человеку необходимо проанализировать не только варианты
его прямой занятости, но и все (!) варианты опосредованной занятости.
Можешь себе представить ситуацию, когда человек, принимая решение
о прогулке анализирует всю свою жизнь на предмет опосредованной занятости?
А если принять в расчет, что "физическое и эмоциональное состояние,
а также погодные условия могут измениться", "одежда по погоде
ужасно не нравится", "на улице можно встретить хулиганов
и быть ими избитым" и, в свою очередь продолжить список всевозможных
аргументов за принятие положительного или отрицательного решения,
то можно легко убедиться в том, что этот список бесконечен! Вопрос
лишь в изощренности ума человека, принимающего решение.
Разумеется, в жизни мы так не поступаем. Иначе жизнь превратилась
бы в нескончаемый поток сбора и обработки бесконечно огромного объема
информации. Простые решения мы принимаем просто. Сложные - по-разному!
Кто-то слишком упрощает задачу, кто-то наоборот, усложняет. Нет единых
критериев по которым можно было бы выделить важное и отсечь неважное
в процессе принятия решения. То, что неважно в одной ситуации, может
быть очень важно в другой. Но есть способ, позволяющий определять
эти критерии самостоятельно, с учетом всей ситуации в целом.
Вторая логика позволяет не только увидеть границы,
в пределах которых рассматривается вопрос и принимается решение, но
сознательно расширять или сужать эти границы в зависимости от сложности
решаемой задачи и поставленной цели.
|