|
Примечание
AikiStyle
Вторая логика - это оригинальная технология интеллектуальной деятельности,
автором которой является Клейн. Авторские материалы Клейна можно найти
на сайте www.zen.ru.
Все материалы по Второй логике на AikiStyle отражают уровень понимания
этой темы автора сайта. AikiStyle оставляет за собой право на ошибку,
не снимая с себя ответственность за нее.
Границы
рассмотрения
Мало
иметь острый ум.
Надо еще уметь им пользоваться!
AikiStyle
Наше
знакомство со Второй логикой начнем с изучения ее основной функции
- проведения границ рассмотрения предметов, процессов и явлений.
Представь
яблоко в моей руке. Если я спрошу "что это?" ты, скорее
всего, ответишь "яблоко". И будешь прав, подразумевая, что
я спрашиваю о предмете в моей руке. На самом деле твоя правота относительна,
поскольку я мог спрашивать не только о предмете в моей руке, но и
о самой руке, и твой ответ "рука" на мой вопрос был бы также
правомерен.
Правильными были бы и другие ответы, типа "рука, держащая яблоко",
"яблоко, в твоей руке", "фрукт зеленого цвета в твоей
руке, который на русском языке называют "яблоком", на английском
"apple", французском "pomme", немецком "аpfel"…"
и т.д. Когда закончатся все вариации на тему "рука" и "яблоко",
можно перейти к ответам метафизического характера. Например: "Это
то, что ты хочешь мне показать". Ответ расплывчатый, но, тем
не менее, верный.
Смысл этого задания в том, чтобы показать на примере, как любой объект
изучения может быть описан бесконечным числом способов. Но сознание,
идя по пути наименьших энергозатрат, автоматически выбирает из бесконечного
числа описаний наиболее близкое, очевидное ему описание. Причем критерии
"наиболее очевидного" у каждого человека свои. Для бухгалтера,
например, баланс - это форма отчетности, для часовщика - деталь часового
механизма, для производителя целлюлозы - бревно определенного размера.
И если сказать слово "баланс" в присутствии представителей
этих профессий, в голове у каждого появятся свои, отличные от других
ассоциации.
Отвечая на стандартный вопрос человек автоматически проводит границы
его рассмотрения, действует по шаблону. Автоматизм проведения границ
и действие по шаблону значительно экономит время и энергию на совершение
стандартных, повторяющихся из раза в раз ситуаций.
Пример
из жизни
В переполненном студентами автобусе протискивается контроллер и спрашивает
со спины одного парня:
- Ваш билетик, молодой человек?
- Вы это мне?
- А кому же?
- Не знаю. Вокруг полно молодых людей.
- Я к Вам обращаюсь. Ваш билет!
- Студенческий?
- Прекратите валять дурака… Проездной!
Процесс стандартной проверки билета вместо 5-7 секунд как обычно,
затянулся. И, кроме того, перерос в конфликт, несмотря на то, что
студент формально был прав. Контроллер не задавал четких параметров
того, что хотел увидеть. Но поскольку студент наверняка знал правила
проезда в общественном транспорте и ранее встречался с контроллером,
то его "уточняющие вопросы" были, по сути, издевательством
над человеком, исполняющим свои обязанности.
Границы
рассмотрения - это очерченные сознанием рамки, в пределах которых
оно рассматривает предмет, процесс или явление.
Проведи простой эксперимент. Посмотри на какой-либо предмет, находящийся
в окружении других предметов. Теперь соедини пальцы и кисти своих
рук так, как будто держишь бинокль. Посмотри на тот же предмет через
"бинокль" своих рук. Легко заметить, что количество предметов,
окружающих объект твоего изучения значительно уменьшилось. Эти предметы
не исчезли из мира, нет! Они всего лишь остались за пределами твоего
видения.
Теперь смести "бинокль" своих рук вправо, влево, вверх,
вниз таким образом, чтобы не потерять из вида рассматриваемый предмет.
Ты увидишь, что каждому положению твоих рук соответствует разный набор
элементов, окружающих предмет изучения. В крайне правом положении
это один набор, в крайне левом - другой. В границах моей модели твой
"бинокль" - это рамки, в пределах которых ты рассматриваешь
предмет. Смещение "бинокля" в разные стороны - это изменение
границ рассмотрения этого предмета.
В зависимости от границ рассмотрения любой предмет, процесс или явление
могут быть описаны по-разному с акцентированием внимания на одном
или нескольких аспектах. Так, например, автомобиль в границах "основное
функциональное назначение" - это средство передвижения, а в границах
"предметы первой жизненной необходимости" - роскошь. Выступая
на митинге и заявляя, что "автомобиль не роскошь, а средство
передвижения" Остап Бендер умышленно акцентировал внимание крестьян
на функциональном назначении автомобиля, чтобы повысить значимость
мероприятия (автогонки) в котором он участвовал, и, следовательно,
свою значимость. Великий комбинатор был великим мастером проведения
границ!
В зависимости от целей и задач границы рассмотрения могут проводиться
по-разному.
Очерчивание рамок - проведение границ рассмотрения - может осуществляться
автоматически или сознательно.
Любое инстинктивное реагирование есть ничто иное как мгновенное и
автоматическое проведение границ. Например, если громко крикнуть "козлы!"
в общественном месте, то многие люди автоматически обернутся, несмотря
на то, что они таковыми не являются. Автоматизм их реакции заключается
в том, что не было никаких веских причин для того, чтобы оборачиваться.
Тем не менее они обернулись.
Пример
из жизни
Однажды я ехал на поезде из Мадраса в Бомбей (Индия).
Перед Бомбеем мое купе опустело. Я сидел один и смотрел в окно. Вдруг,
за моей спиной раздался сильный хлопок в ладоши. Догадываясь о цели
человека, являющегося источником этого звука я не повернулся. Продолжал
спокойно смотреть в окно. Тогда человек, хлопнувший в ладоши тронул
меня за плечо. Я оглянулся. Передо мной стоял молодой индус в женской
одежде и жестами просил дать ему денег на еду. Он был профессиональным
попрошайкой, поэтому я предложил ему вместо денег печенье (еду), которое
осталось у меня после чаепития. Мгновенно сообразив, что денег он
не получит, индус также быстро исчез как и появился.
Как я определил, что индус - профессиональный попрошайка? Во-первых,
по хлопку. Цель хлопка заключалась в том, чтобы привлечь к себе внимание,
вывести меня из состояния равновесия. Во-вторых, по одежде. Женская
одежда на парне, как правило, шокирует. И в-третьих, по жестикуляции.
Жестикуляция - это не только способ передачи информации, но мощный
инструмент энергетического воздействия.
Таким образом, вся схема профессионального попрошайки была выстроена
на автоматических реакциях человеческого сознания. Хлопком в ладони
он выводил жертву из равновесия по слуховому каналу восприятия, нестандартной
одеждой - по зрительному, жестикуляцией - по энергетическому. В итоге,
у разбалансированной жертвы возникало "естественное" желание
быстрее освободиться от нарушителя ее спокойствия. Давая попрошайке
денег, жертва этот покой обретала.
Правила,
законы, нормы общественного порядка и морали есть ничто иное, как
описанные кем-либо границы рассмотрения и функционирования конкретного
процесса с целью его формализации и упорядочивания.
Шаблоны поведения с одной стороны облегчают нашу жизнь, с другой,
делают рабами. Раб - это зависимый человек. Зависимость от шаблонов
поведения проявляется всякий раз, когда ты забываешь, что шаблон поведения
- это всего лишь ментальная конструкция определенной конфигурации
в твоем сознании, которая управляет твоими действиями. Обладая свободой
воли ты можешь изменить конфигурацию этого шаблона, заменить его другим,
или разработать свой уникальный алгоритм действий. Когда говорят "у
этого человека свой стиль", то, как правило, подразумевают нестандартность,
творческий подход человека к решению стандартных задач, его умение
производить уникальные решения, создавать неповторимые алгоритмы действий.
Рассмотрим пример автоматического реагирования с применением стандартного
шаблона поведения.
Возможно, ты привык автоматически реагировать на оскорбление в свой
адрес. Автоматизм реакции проявляется в том, что ты считаешь недопустимым
оставить без ответа оскорбление. Всякий раз, когда ты слышишь "дурак"
в свой адрес, ты отвечаешь как минимум: "Сам дурак!". Твой
оппонент, не желая остаться в долгу, продолжает свою атаку. Ты при
этом контратакуешь. Так вот, осознай, что это стандартный шаблон твоего
поведения. Ты находишься под его влиянием. "Находишься под его
влиянием" означает, что бесконечное количество вариантов развития
ситуации ты всегда (!) низводишь до одного единственного сценария
- ответить хаму на его хамство своим хамством.
Сомневаешься в том, что количество вариантов развития ситуации бесконечно?
Давай проверим!
Итак, тебя назвали "дураком". Вариант первый, ты соглашаешься:
"Да, я дурак!" и, тем самым нарушаешь стандартный сценарий
развития событий.
Второй вариант. Тебе говорят: "Ты - дурак!", ты отвечаешь
вопросом: "Почему ты так считаешь?". Этот вариант приемлем,
когда для тебя важна оценка оппонента и есть желание продолжить диалог.
Третий вариант. Тебя назвали "дураком", ты молча поворачиваешься
и уходишь. Вариант приемлем в случае, когда твой оппонент не является
ключевой фигурой в решении жизненно важного для тебя вопроса.
Четвертый вариант. Тебя назвали дураком, ты отвечаешь: "Что ж,
мне очень жаль, что ты обо мне так думаешь!" и отворачиваешься
от человека. Это лучший вариант в ситуации, когда ты не хочешь обсуждать
с человеком его заявление и обидеть его своим действием.
Вариант пятый. В ответ на оскорбление ты начинаешь цитировать первое
пришедшее в голову стихотворение. Например, тебе говорят: "Ты
- дурак!", на что ты закатываешь глаза и начинаешь вдохновенно
цитировать: "Я помню чудное мгновение…" Этот вариант кажется
тебе странным? Так в этом вся суть! Твоя реакция должна разрывать
стандартный шаблон, а не усиливать его действие. Привести еще примеры
или ты уже согласился с тем, что количество возможных вариантов развития
событий на самом деле бесконечно? Если все-таки сомневаешься, то замечу,
что даже минимальное изменение в одном из вариантов, делает его отличным
от других.
Шаблоны эффективны, как правило, в простых операциях. По мере усложнения
задачи эффективность шаблона снижается и, в какой-то момент, требует
его трансформации или замены на более адекватный в сложившейся ситуации
алгоритм действий.
Операция "трансформации существующих шаблонов" возможна
при одном условии - твоей способности видеть границы этих шаблонов
и умении смещать их в нужную для тебя сторону.
Однако, умение видеть и смещать границы существующих шаблонов не являются
конечной целью Второй логики.
Целью Второй логики является обучение тебя искусству
самостоятельного проведения границ, созданию уникальных моделей своего
поведения и принятия решений.
Игорь Шухов
март, 2007 г.
|