ТРУСОСТЬ
...Трусость,
несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри.
Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. М.Булгаков,
"Мастер и Маргарита"
Мало какому из человеческих недостатков выпало столько нареканий и
тяжких обвинений, сколько трусости. Иногда легче бывает сказать о
себе "подлец", чем признать более соответствующее действительности
- "трус". Это и немудрено, ибо трусость есть та характеристика
души, в которой мы признаемся всего труднее; да и как отважиться на
такое откровение, если трусость предполагает как раз полную неспособность
правдиво признать свой изъян... ведь такое признание пугает!
С особым сочувствием к незаслуженно гонимому, приступаем мы к апологии
этого состояния души. Трусость безответна и потому в чем только ее
ни обвиняли. Но что она такое? Трусость - это повиновение страху:
содрогание организма, подчиняющее всякое движение души и плоти. Всепронизывающее
вздрагивание подобно последней предсмертной судороге тела, из которого
отлетает душа. Своей дрожью трус всегда при смерти. Смерть хозяйничает
над ним, и он - ее покорный подданный. Однако, замечу я, смерть не
худший среди властелинов. Множество людей покоряются куда менее внушительным
силам - корыстолюбию, аппетиту, зависти, злости, лести и множеству
других. Движения же труса подчинены призраку смерти, что, по крайней
мере, делает его участь трагичной, хотя и не очень привлекательной.
Трусость изначально проявляется в нерешительности
и робости, которые личность испытывает, вступая в контакт с внешним
миром или погружаясь в какое-нибудь общее дело, соединяющее ее с другими
людьми. От этого проистекает неодолимая тяга труса к уединению; в
нем все отчетливее преобладает стремление остаться с самим собой,
в неприкосновенности для всего внешнего. Оттого трус не составляет
конкуренции отважному и дерзкому, не борется "за место под солнцем",
не отпихивает локтями слабого. Он робко прячется в тени, принося тихую
пользу, а если и бесполезен, то уж во всяком случае не вреден. Вследствие
стремления к уединенности, от чувства постоянной уязвленности окружающим,
трус замыкается в себе. Он привыкает к мечтательности, он собирает
в свое окружение самые кроткие существа. Таковыми чаще всего оказываются
книги, ласковые животные и прекрасные виды природы, уединенные и уютные
места. Вовлекаясь в столь изысканный круг общения, трус развивает
природную нежность и впечатлительность своей души. Не случайно из
такого образа жизни рождаются духовно утонченные, на редкость многообразные
и интересные натуры.
Если трусость, эта прирожденная ласковость и застенчивость, развилась
до своей зрелой формы, то даже уединение или пассивное общение перестает
спасать трусливого человека. В собственном одиночестве, в кротких
безмолвных собеседниках он ощущает смутную угрозу своему существованию
и, не в силах вынести себя самого, испуганный одиночеством, в котором
его страшит отражение собственного лица,- он бежит...
Куда? Для побега во внешний мир, в хаос беспощадных обстоятельств
и враждебных лиц, требуется отвага - именно то, что роковым образом
отсутствует у труса. Положение кажется безвыходным, пока трус с радостью
не находит искомого покойного места. Желанной обителью становится
мир, создаваемый самим трусом. В нем все устроено так, как хочется
пугливой натуре, отшатывающейся от всего неизвестного и грязного.
Здесь, в тихой обители, сотворенной своими усилиями, трус находит
благодатный исход и спасение. Ибо свой уютный мир избавляет его от
отчаянного шага в мир внешний, освобождает от подчинения его чуждым
законам и устоям, против которых он не протестует, нет! - но которых
страшится и которым, вследствие своего испуга, не способен следовать.
Собственный малый мир, напротив, созидается им в полном соответствии
со своей натурой и пристрастиями, отчего, оказывается, чрезвычайно
удобен и интимен. Им же, своим миром, он избавляется от пугающего
одиночества. Ведь теперь он располагает не только неотступным "я",
но миром! Целым миром!
...
источник:
http://www.metromir.ru
полезное
чтение