Гиперактивный
или сверходаренный? Как помочь нестандартным детям?
Статья о детях-индиго
Многие
дети с большим трудом могут сидеть спокойно, они постоянно в движении,
невнимательны и легко отвлекаются. На языке медицинских терминов такое
поведение называется синдромом гиперактивности и дефицита внимания.
Этот
диагноз стал в настоящее время достаточно распространенным, даже модным.
К гиперактивным часто причисляют детей-индиго, обладающих выдающимися
способностями, но также имеющих трудности в общении.
Нестандартное
поведение приносит детям массу проблем: они не могут найти общего
языка со сверстниками, не оправдывают ожидания родителей, недисциплинированны
и плохо учатся в школе. Иногда эти проблемы переходят вместе с ребенком
во взрослую жизнь, мешая успешной социализации, карьерному росту и
личной жизни человека.
Дети-индиго
- это словосочетание в последнее время можно слышать все чаще и чаще,
большей частью в таких высказываниях, как "дети нового времени"
или "дети будущего". Речь прежде всего идет о совершенно
особенных детях, число которых в мире возросло с начала 1980-х годов
и в настоящее время продолжает увеличиваться.
Сторонники
эзотерики склонны приписывать этим детям определенные способности:
индиго должны обладать большой спиритуалистической одаренностью, полагаться
главным образом на собственную интуицию и вносить в этот мир равновесие
и согласие.
Кроме
того, они обладают высокоразвитым интеллектом и ярко выраженными творческими
способностями. С другой стороны, их поведение столь разительно отличается
от поведения других людей, что они зачастую вызывают у окружающих
недовольство, нелегко приспосабливаются к обществу и с большим трудом
поддаются воспитанию. Отличительной чертой многих детей-индиго следует
считать, к примеру, наличие у них синдрома дефицита внимания (СДВ)
или синдрома гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ). Поэтому дети-индиго
нуждаются в особенном внимании родителей (как, впрочем, все без исключения
дети).
Сегодня
число детей, имеющих эти диагнозы и демонстрирующих неадекватное поведение,
увеличивается. Правда, такого рода поведение часто проявлялось у детей
предшествующих поколений, но если и имело место, то вряд ли точно
диагностировалось и соответственно называлось. Воспитание детей по
сравнению с прежними временами определенно не стало легче. Ведь обилие
различных средств массовой информации и использование компьютеров
сделали детей гораздо более раздражительными, чем в середине XX века.
При сегодняшнем образе жизни (засилье транспорта, недостаточное количество
мест для игр в городах) дети часто не имеют возможности выплеснуть
избыток энергии, чтобы успокоиться. Накапливающееся раздражение выливается
в приступы агрессии.
Многие
родители обеспокоены тем, как лучше развивать способности своих детей:
может быть, стоит посещать музыкальные школы или школы с различным
уклоном, спортивные секции или же курс современных танцев? Планы родителей
столь насыщены, что у многих детей едва хватает времени для простых
игр; а некоторые уже в раннем детстве начинают испытывать настоящий
стресс. В таких ситуациях и, прежде всего, при подозрении на СДВ или
СГДВ родителям требуется дополнительная помощь или совет. В результате
подобных поисков многие из них как раз и сталкиваются с таким понятием,
как дети-индиго. Это новое понятие помогает многим родителям правильно
сориентироваться, чтобы лучше проанализировать и объяснить состояние
своего ребенка и его манеру поведения.
Это необходимо
сделать прежде всего потому, что дети-индиго, несмотря на свое неадекватное
поведение, представляют собой нечто совершенно особенное, и нельзя
не признать их исключительные способности. Но ведь все родители твердо
убеждены в том, что их ребенок уникален.
Тем не
менее, это утверждение, возможно, в большей степени справедливо по
отношению к тем детям, которые кажутся непохожими на других. Вместо
того, чтобы воспринимать их необычное поведение только негативно и
всеми силами бороться с ним, следует попытаться увидеть в этих детях
нечто особенное. Многим родителям таким образом удается существенно
облегчить общение со своими "трудными" детьми. Само по себе
понятие "дети-индиго" воспринимается гораздо лучше, чем
"дети с синдромом дефицита внимания" или "трудные"
дети. Поэтому концепции общения с индиго-детьми, изложенные в этой
книге, представляют интерес для всех родителей, чей ребенок кажется
каким-то "другим".
Качества
и отличительные черты детей индиго
Дети-индиго
отличаются рядом качеств, воспринимать которые окружающим, и в первую
очередь родителям, не всегда просто. Так, дети-индиго признают авторитет
своих пап и мам, как, кстати, и других взрослых, лишь тогда, когда
те объясняют детям, что от них требуется или чего именно делать не
следует. Простое "нет" в качестве запрета уже с младенчества
является для них пустым звуком. Их нельзя запугать или остановить
с помощью угроз, особенно если эти дети что-то задумали.
Наряду
с этим дети-индиго обладают некими отличительными чертами, которые
до сих пор у детей не встречались или же встречались очень редко.
Например, в эзотерических кругах им приписывают способность общаться
с животными и растениями. Эти дети также особенно эмоциональны и чутки.
В данной главе упоминается ряд других качеств, которые присущи только
детям-индиго. Но, прежде всего, необходимо выяснить происхождение
этого названия.
Происхождение
термина "дети-индиго"
В начале
1980-х годов американка Нэнси Энн Тэпп (Nancy Ann Tappe) написала
книгу под названием «Understanding your life through color», что примерно
означает: "Постигайте свою жизнь с помощью цвета". В этой
книге Нэнси Энн Тэпп соотносит различные типы личностей с естественными
красками и очень точно описывает присущие тому или иному цвету особенности
поведения. Она убеждена, что каждый человек обладает аурой определенного
цвета, и утверждает, что эту ауру можно увидеть. В своей книге она
описывает также отличительные черты личностей, обладающих, по ее мнению,
очень свежим синим цветом - индиго.
Термин
"Дети-индиго"
По определению
Нзчси Энн Тзпп, дети, обнаруживающие : определенные отклонения в поведении,
называются детьми- индиго. В настоящее время люди, ничего общего не
имеющие с эзотерикой, также иногда употребляют понятие "дети-индиго"
применительно к детям, которые чем-то отличаются от других и обнаруживают
определенные отклонения в поведении, диагностируемые как синдром дефицита
внимания (СДВ) или синдром гиперактивности и дефицита внимания (СГДВ).
Причина использования этого термина проста - ведь это определение
благозвучно и не вызывает никаких негативных ассоциаций.
Вот некоторые
из существенных качеств, которые присущи детям-индиго и которые могут
достаточно осложнить их воспитание.
-
Дети-индиго с самого раннего возраста обладают очень высокой и ярко
выраженной самооценкой, и они отчетливо дают родителям это почувствовать.
Кроме того, создается впечатление, что эти дети точно знают, чего
хотят.
-
Если индиго говорят: "Я хочу именно это!", то разубедить
их можно лишь с большим трудом. Простые запреты не оказывают на них
никакого действия. Требуется доброжелательное и вместе с тем понятное
объяснение, чтобы, во-первых, изменить их намерения, во-вторых, удержать
их от опрометчивых поступков и, в-третьих, увлечь их тем, по отношению
к чему они довольно скептически настроены.
-
Многим индиго с большим трудом удается сидеть спокойно, они постоянно
в движении, поэтому им сложно на чем-то сконцентрировать свое внимание,
и они довольно легко отвлекаются. На языке медицинских терминов такое
поведение называется синдромом дефицита внимания, вызванным гиперактивностью
(СГДВ) (далее этот диагноз рассматривается более подробно).
-
Индиго решительно противятся определенным вещам, которые у других
детей не вызывают никакого протеста, например, они не любят ждать.
-
Из-за их нетерпения, а подчас и импульсивности окружающим людям трудно
понять и принять таких детей. И если нет никого, кто готов принять
их такими, какие они есть, или же того, кто обладает сходными с индиго
качествами, то последние чаще всего замыкаются в себе. Вот почему
нередко они бывают очень одиноки.
-
Дети-индиго очень впечатлительны. Как правило, они всегда чувствуют,
если кто-то их не принимает. Также они достаточно быстро замечают,
что они какие-то не такие, как другие дети. Если у индиго создается
впечатление, что сверстники отвергают их, то реакция на это может
быть достаточно агрессивной. Поэтому уже в детском саду или в школе
они часто попадают в разряд асоциальных детей.
-
С другой стороны, индиго также порой бывают ко всему равнодушны, так
что их с трудом удается чем-то увлечь.
-
Многим индиго очень быстро становится скучно.
-
В подростковом возрасте индиго в большей степени, чем их сверстники,
склонны принимать наркотики. Поэтому родители должны быть начеку и
постоянно контролировать поведение своего ребенка. Если он замыкается
в себе, не позволяет родителям входить в свою комнату, избегает любых
разговоров, то все это обязательно должно насторожить как мать, так
и отца.
А теперь
еще один небольшой перечень особенностей поведения или отличительных
признаков, которые воспринимаются всеми как позитивные.
-
Дети-индиго в высшей степени любопытны и любознательны.
-
Они стремятся все исследовать самостоятельно.
-
Часто индиго предлагают собственные идеи решения проблем. Поначалу
другим людям эти идеи могут показаться слишком необычными, но они
часто приводят к цели. Правда, в школе это может создавать для индиго
проблемы: ведь эти дети не хотят следовать по ранее проторенному пути.
-
Большинство детей-индиго обладают высокой творческой активностью.
-
Хорошо развитое сочувствие к другим людям также относится к их позитивным
качествам.
-
Многих индиго отличает повышенный уровень интеллекта.
-
Как правило, дети-индиго отнюдь не робкие, они легко общаются с другими
людьми.
-
Большинство индиго находятся в тесном контакте с животными и с природой.
Советы
родителям
Родители,
ребенок которых проявляет некоторые или же все из вышеперечисленных
качеств, часто сомневаются в самих себе и в своей системе воспитания.
Ничего удивительного в этом нет, ведь они видят, что с другими детьми
не так трудно, и ими намного легче управлять. Многие родители изучают
и применяют различные методики воспитания для того, чтобы их ребенок
преуспел в какой-то области, приобрел социальные навыки. При этом
такие родители часто совершенно не замечают того, что их детям присущи
и ярко выраженные позитивные качества, не свойственные в такой степени
другим детям. Однако ни в коем случае нельзя допускать, чтобы перечисленные
выше отличительные черты оценивались лишь негативно. Например, в наше
время повышенная самооценка, без сомнения, является позитивным фактором.
В инструкциях и указаниях нет ничего плохого, но кому понравится,
если его ребенок всегда будет делать лишь то, что ему велят другие?
К сожалению,
многие родители, а также другие люди, часто общающиеся с ребенком-индиго
(например, учителя), не придают никакого значения этим позитивным
качествам. Они видят лишь то, что на поверхности, т.е. упрямого "проблемного
ребенка", а не маленькую личность, человека, имеющего собственные
представления о жизни, которым он хочет следовать.
С другой
стороны, такая неприязненная позиция, как правило, отражается на ребенке:
он становится все менее управляемым или же погружается в себя и становится
робким и удрученным. Если у индиго-ребенка имеется диагноз "синдром
дефицита внимания" или "синдром гиперактивности и дефицита
внимания", то возможно, в этом случае врач выпишет ему риталин,
для того чтобы провести коррекцию поведения такого ребенка и улучшить
его способность адаптации к окружающей обстановке. Однако существуют
другие методики для изменения поведения ребенка-индиго (важнейшая
из которых - принимать ребенка таким, какой он есть), но об этом чуть
позже.
источник:
http://gestaltline.com/archives/20