БИОГРАФИЯ
Часть II
Уэсиба
был очень высокого мнения о собственных силе и мастерстве - до тех
пор, пока не познакомился с Сокаку Такэда, Великим Мастером Дайто-рю.
Если бы Сокаку Такэда ( 1860 - 1943) жил сейчас, он вполне мог бы
стать величайшим мастером боевых искусств современности. Возможно,
ни Кано, ни Фунакоси не могли бы сравниться с Такэда, который обрёл
свою устрашающую мощь в непрерывных поединках как в додзё, так и на
улицах по всей Японии.
Такэда
родился в Айдзу, на родине самых свирепых самураев страны. Его отец
Сокити (1819-1906) был чемпионом по борьбе сумо, а также мастером
искусств владения мечом и копьем, и Сокаку с самого детства учился
боевым искусствам на земляном полу семейного додзё. Даже после краха
феодального строя, за которым в 1868 году последовала реставрация
Мэйдзи, Такэда вел себя, как воин старой закалки. Он отправился в
длительное путешествие и обошел всю Японию вдоль и поперек, обучаясь
и вступая в поединки с лучшими мастерами будо, не упуская случая проверить
свои силы в схватках с теми, кто бросал ему вызов.
В течении нескольких лет после реставрации правления Мэйдзи
в стране царило беззаконие и беспорядки, и у Такэда было множество
возможностей проявить свою храбрость в столкновениях с бандитами и
грабителями. Ничто не доставляло ему большего удовольствия, чем наказание
разбойников, немалое число которых погибло от ранений после встречи
с ним. В 1877 году Такэда попытался присоединиться к повстанцам Кюсю,
возглавляемым Сайго Такамори. Этот план расстроился, ибо мятежники
были разгромлены еще до того, как Такэда успел записаться в их ряды,
но он провел два года на Кюсю и в Окинаве, оттачивая свою технику
в поединках с местными мастерами каратэ поскольку в то время занятия
каратэ все еще сохранялись в глубокой тайне, большинство из этих поединков
проводилось под видом уличных драк). Некоторые источники утверждают,
что Такэда даже заплатил за "экскурсию" по опасным портам
Гавайев.
Время от времени Такэда возвращался в Фукусиму для изучения
под руководством Таномо Сайго (1872-1923) секретных техник осики-ути,
хранимых кланом Айдзу. Таномо обучал этим приёмам и своего приёмного
(по некоторым утверждениям, незаконнорожденного) сына Сиро Сайго,
сыгравшего столь важную роль в Кодокане в первые дни его существования.
Доподлинно неизвестно, что именно входило в искусство осики-ути (оно
все-таки было секретным), но, несомненно, учение осики-ути было основано
на самурайской этике и техниках боевых искусств. В результате Такэда
объединил основные элементы осики-ути с техниками, взятыми из его
практического опыта в классических будо и реальных схватках, и сформировал
новое направление, которое назвал Дайто-рю айки-дзюцу.
Такэда вел жизнь странника, держался в стороне от цивилизации
и скитался по отдаленным районам Северной Японии. Если бы он обосновался
в крупном городском районе вроде Токио или Осаки, вокруг него могла
бы сформироваться организация, сравнимая по размерам и влиянию с Кодоканом.
Учитывая, что большую часть своей жизни он преподавал в области, известной
как "японский Тибет", поразительно то огромное число выдающихся
офицеров и правительственных чиновников, которые были учениками Такэда.
Так американский президент Теодор Рузвельт узнал о выдающейся удали
Такэда от одного американца, на долю которого выпало несчастье встретиться
с Такэда в поединке. После этого один из учеников Такэда по имени
Хара был приглашён для преподавания в Соединенные Штаты (к сожалению
подробности неизвестны).
Сам Такэда избегал публичной известности, отгораживался от
окружающего мира, поэтому многие детали его биографии остаются неизвестными.
Он не имел серьёзного образования и часто изрекал еретические мысли:
"Представление о том, что будо и глубокая
образованность имеют для самурая равную ценность, является полной
чушью. Книжное образование совершенно бесполезно!" Он
страдал болезненной подозрительностью и заставлял своих учеников пробовать
его еду и питьё, чтобы убедиться, что они не отравлены, Такэда был
сложным и требовательным человеком. Несмотря на это, его успехи в
незаконных схватках привели к тому, что он стал очень популярен как
инструктор в отдаленных полицейских участках, помогавший им бороться
с опасными разбойничьими бандами.
Таланты Такэда имели особое значение на Хоккайдо, который в
те времена очень напоминал американский "дикий Запад" -
огромные неосвоенные пространства, наводненные теми, кто был не в
ладах с законом. Хотя Такэда жил на Хоккайдо еще с 1910 года, Уэсиба
встретился с ним только в 1915 году. (Хоккайдо оставался базой Такэда
до 1930 года. Он женился на храброй девушке, которая была на тридцать
лет моложе его, родила ему семерых детей и, кроме того, исполняла
роль помощника учителя в Дайто-рю. Она трагически погибла во время
пожара в 1930 году).
Уэсиба представил Такэда Кэнтаро Ёсида (1886-1964), еще один
довольно необычный человек. Он был известным сторонником правых сил
и одно время жил в США - предположительно, в качестве шпиона. Занятия
Дайто-рю проводились на постоялом дворе в Энгару, крупнейшем поселке
этого района. Как только Уэсиба увидел Такэда в действии, он тут же
загорелся желанием учиться у него и записался сразу на десятидневный
курс.
Такэда не унаследовал телосложение от своего отца, чемпиона
по сумо. Он был невысоким (ниже пяти футов) и довольно худым. Его
выдающиеся способности были основаны на совершенной технике, безупречном
чувстве времени, контроле над разумом и владении энергией Ки. Ки является
ключевым элементом будо; это неиссякаемый источник энергии и физической
силы. Такэда мог одолеть любое число атакующих благодаря пользованию
айки, тонкого смешения положительной и отрицательной энергий.
Уэсиба был восхищен мастерством Такэда и, как только прошел
первый курс, немедленно записался на еще одну десятидневку. С этого
времени Уэсиба обучался у Такэда при любой возможности, сопровождал
учителя во всех поездках и часто приглашал погостить в своем доме.
Когда Такэда останавливался в доме семьи Уэсиба, Морихэй вставал в
2.30 утра, чтобы приготовить своему наставнику ванну. Затем он разводил
камин, чтобы согреть комнату Такэда, и принимался готовить завтрак.
Уэсиба провожал Такэда в ванную, кормил его завтраком, а потом в течение
часа делал ему массаж. Взамен Уэсиба получал частные уроки, которые
были настолько же безжалостно суровыми, насколько неоценимыми по своей
важности.
Перебравшись на Хоккайдо, Уэсиба получил огромную пользу. Испытание
первопроходца, заключавшееся в том, чтобы сделать нечто из ничего,
ободрило и закалило его. Он достиг успехов в земледелии и предпринимательстве
и проявил себя ответственным гражданином. В тяжёлых условиях неосвоенных
пустошей он расцвёл и обрёл необычайную физическую силу и выносливость.
Он учился будо у лучшего мастера боевых искусств во всей стране. Но,
несмотря на всё это, Уэсиба никак не мог успокоиться; его всегда манило
нечто большее, чем обычный материальный достаток или доблесть в боевых
искусствах. Он стремился к чему-то более глубокому, к цели, более
возвышенной. В декабре 1919 года он получил телеграмму, извещавшую,
что его отец смертельно болен. Уэсиба подарил свой дом Такэда, разделил
с ним недвижимость и имущество и навсегда покинул Хоккайдо.
Уэсиба вернулся в Танабэ не сразу. Что-то потянуло его в Аябэ,
штаб-квартиру Омото-кё. Омото-кё было одной из "новых религий",
возникших в период смут и перемен, катившихся по Японии во второй
половине девятнадцатого и начале двадцатого веков. Новые религии имели,
по большей части, мессионерский характер. Что касается Омото-кё, то
его возглавлял "Будда, Которому Суждено Прийти" - Онисабуро
Дэгути (1871 - 1947). Из всех колоритных личностей, с которыми Уэсиба
познакомился за свою насыщенную событиями жизнь, Дэгути был, несомненно,
самым обаятельным и неоднозначным. Религия Омото-кё была создана Нао
Дэгути (1836 - 1918), очень бедной крестьянкой, которая стала шаманом.
Онисабуро женился на дочери Нао, Суми, и в конце концов встал во главе
организации, видоизменив её по собственному представлению.
Для
Дэгути - который утверждал, что провёл семь дней, скитаясь по безбрежным
просторам Вселенной и встречаясь со всеми божествами, известными человечеству,
- этот образ заключался в агрессивных пророчествах, элегантной эстетичности
и чрезмерной пышности. Возможно, именно надежда на чудо, способное
спасти его умирающего отца, заставила Уэсиба принять участие в богослужении,
проводимом в главном зале Омото-кё. Во время службы перед ним возник
образ отца, худая и прозрачная фигура. Неожиданно к Уэсиба подошел
Дэгути и спросил: "Что ты видел?" "Моего отца, - ответил
Уэсиба. - Он был таким...". "С ним все будет в порядке,
- заверил его Дэгути. - Не беспокойся". Уэсиба оставался в Аябэ
еще семь дней, изучая Омото-кё, и чем больше он узнавал, тем больше
захватывала его эта новая религия.
К тому времени как он вернулся в Танабэ, его отец уже умер.
Его родственники были очень огорчены тем, что он прибыл так поздно.
Отец скончался мирно и спокойно и оставил сыну такие последние слова:
"Не ограничивай себя; живи так, как тебе
хочется жить". Услышав эти слова, Уэсиба схватил свой
меч и ушел в горы.
В юности Уэсиба часто скрывался в горах в минуты горя и проводил
там целые дни, яростно рассекая мечом воздух. После смерти отца он
размахивал им настолько неистово, что в полицию начали поступать просьбы
арестовать "человека с мечом". К счастью, начальник полиции
в свое время служил под его началом в армии и узнал обезумевшего от
горя Уэсиба, так что тот избежал ареста. Через некоторое время он
немного успокоился, но, когда он объявил о своем намерении переехать
в Аябэ и примкнуть к секте Омото-кё, семья решила, что он потерял
рассудок. У Уэсиба уже было двое детей (сын родился на Хоккайдо),
и его жена ожидала третьего ребенка. Кроме того, теперь Уэсиба необходимо
было заботиться и о матери. "Что ты имеешь
в виду, когда говоришь, что боги призывают тебя? - допытывалась жена
Уэсибы. - Разве боги станут платить тебе зарплату?" Но
Уэсиба был непреклонен, и в начале 1920 года вся семья перебралась
в Аябэ.
Почему Уэсиба так увлекся Дэгути - понять легко. Его
всегда влекли, в первую очередь, духовные ценности, а не боевые искусства,
а Омото-кё представляло собой плодородную почву для продвижения к
цели "полного пробуждения". Дэгути разработал несколько
эффективных методик медитации и мощные заклинания, основанные на теории
котодама ("дух-звук"). Кроме того, он внушал своим последователям,
что "искусство есть основа религии", - целью Омото-кё было
превращение любой обыденной деятельности в творчество. В человеке
поощрялась любая творческая активность: поэзия, пение, каллиграфия,
гончарное дело, ткачество и приготовление пищи. Еда в Аябэ была домашнего
приготовления, свежая и естественная. Теология была космической: все
религии произошли из единого источника, а все нации мира рано или
поздно тесно сольются друг с другом. Еще более важным было то, что
Уэсиба и Дэгути были настроены на одну и ту же духовную "волну";
Уэсиба был освобождён от различных организационных забот и обладал
свободным временем, достаточным для того, чтобы довести свое особое
искусство до уровня полной зрелости.
Дэгути верил, что подлинным предназначением Уэсиба является
распространение по всему миру истинного смысла
будо. На территории секты был выстроен додзё, и тридцатишестилетний
Уэсиба начал обучать будо членов Омото-кё. Однако первый год, который
семья Уэсибы провела в Аябэ, вовсе не был счастливым. В 1920 году
от болезней умерли оба сына Уэсиба, а затем, в феврале 1921 года,
в Аябэ нагрянули правительственные агенты. Японские власти давно установили
бдительный надзор за Дэгути. Хотя в те времена в Японии было очень
много проповедников, претендовавших на роль мессии, к большей части
из них правительство относилось как к безобидным "чокнутым".
Но с Дэгути дела обстояли иначе: он сплотил вокруг себя большое число
влиятельных последователей, образовал всенациональную сеть преданных
членов Омото-кё и даже начал выпускать собственную газету, с помощью
которой широко распространял свои радикальные идеи. Он был блестящим
оратором и прекрасно оформлял свои выступления, и, хотя угроза того,
что Дэгути сможет свергнуть правительство и провозгласить себя императором,
была призрачной, раздражённое правительство решило не оставлять ему
никаких шансов. Дэгути был обвинен в покушении на престол, арестован
и признан виновным.
Через четыре месяца его освободили под залог, но, пока он был
в тюрьме, штаб-квартира Омото-кё была разгромлена и сожжена государственными
чиновниками. Неустрашимый Дэгути начал восстановительные работы, как
только вышел из заключения. "Первый инцидент с Омото-кё"
не очень затронул Уэсиба. Он был недавним членом секты и не успел
попасть под правительственный надзор; кроме того, перед переездом
в Аябэ он весьма предусмотрительно закупил трехлетний запас риса,
и это позволило его семье выжить в период преследований. В июне 1921
года родился третий и единственный выживший сын Уэсибы - Киссомару.
В конце апреля 1922 года в Аябэ приехал Такэда с женой и другими
членами семьи. Приглашал ли Уэсиба Такэда или же тот приехал к Уэсиба
по собственному почину, остаётся предметом споров; так или иначе,
Такэда провел у него четыре месяца, обучая его Дайто-рю айкидзюцу.
Такэда не понравился Дэгути с первого взгляда; "От этого человека
пахнет кровью и насилием", - сказал Дэгути. С другой стороны,
Такэда тоже не скрывал своего презрения к верованиям Омото-кё. Он
покинул Аябэ в сентябре, выдав Уэсиба диплом полноправного учителя
Дайто-рю. Уэсиба продолжил преподавание и занятия в Аябэ и проводил
долгие ночи на свежем воздухе, упражняясь с мечом и копьём: он развесил
на ветвях деревьев, окружавших додзё, мячи, сделанные из губки, и
с их помощью быстро достиг совершенства в работе с копьем.
Помимо обязанностей учителя будо, Уэсиба отвечал за урожаи
обширных фруктовых садов Омото-кё. Его день
начинался в три часа утра - он вставал так рано, чтобы успеть
собрать удобрения и поработать на огороде. В феврале 1924 года Дэгути
вместе с Уэсиба, который выполнял обязанности его телохранителя, и
еще несколькими членами секты тайно покинули Японию и предприняли
"Великое Монгольское путешествие". Дэгути, который всегда
стремился к самым вершинам, мечтал о создании в Монголии "рая
на земле". Японские агенты, действовавшие в Китае, поддерживали
Дэгути; они были уверены в том, что им будет легче достичь контроля
над Монголией, если сердца местных жителей будут предварительно завоеваны
какой-нибудь обаятельной религиозной фигурой. Хотя Дэгути прекрасно
понимал, что правые заговорщики пытаются использовать его в собственных
целях, он был уверен, что сможет обернуть любую
ситуацию в свою пользу и основать "Мирное Царство"
или "Новый Иерусалим" и не станет послушной куклой в играх
колониального правительства.
В Китае Дэгути и его группа объединились с Яно, шпионом и вооружённым
курьером и предводителем китайской банды по имени Лу. Дэгути объявил
себя "Далай-ламой Восходящего Солнца", и вся группа отправилась
в Центральную Монголию. Монголы уже были знакомы с понятием "рай
на земле" - они называли его "Шамбала", - и, поскольку
они верили в пришествие спасителя мира Будды Мироку, безукоризненно
играющий свою роль Дэгути произвел настоящую сенсацию среди благочестивых
монгольских буддистов. Отношение же к группе Дэгути со стороны местных
феодальных князей, разбойничьих банд и китайской армии было совсем
не таким теплым, и их группа часто попадала под обстрелы. К счастью
для Уэсиба, он был наделён волшебным шестым чувством, которое позволяло
ему предугадывать направление пуль. Хотя Уэсиба довольно легко удавалось
избегать угрозы огнестрельного ранения, ему все же пришлось принять
участие в нескольких рукопашных схватках не на жизнь, а на смерть.
К концу путешествия жизни людей из группы Дэгути все чаще подвергались
опасности, и Уэсиба просиживал ночи рядом с Дэгути, защищая своего
учителя. Увы, время для основания рая на земле ещё не пришло. Лу и
все 130 членов его банды были взяты в плен китайскими войсками и казнены.
Японских "агитаторов" связали и привели на то же залитое
кровью место для казней. Дэгути и его группа пропели прощальные стихи
и хладнокровно ожидали своей участи. Но по каким-то причинам китайские
стрелки замешкались, а затем смертный приговор был отменён - было
решено передать группу Дэгути в распоряжение японского консульства.
продолжение
часть
1 --
часть 2 --
часть 3 --
часть 4
Материалы
по теме:
Искусство Мира
О проекте AikiStyle