БИОГРАФИЯ
Часть
IV
В августе 1945 года Япония капитулировала. Хотя весь Токио лежал
в руинах, Кобукан додзё остался невредимым благодаря героическим усилиям
Киссомару, сына Уэсиба. Однако оккупационные власти запретили все
виды боевых искусств и организация Кобукан была распущена. Уэсиба
продолжал пребывать в уединении в Айки-Гарден в Ивама - занимался
садоводством, молился и готовился представить миру искусство айки-до.
Обстановка в Японии после поражения в войне была зловещей.
Многие бывшие ученики Уэсиба погибли в боях, а те кто выжил, были
слишком заняты вопросами выживания, чтобы тратить силы и время на
тренировки. В токийском додзё обосновались бездомные бродяги (говорят,
что некоторое время это здание использовалось оккупационными частями
как танцевальный зал). Но в 1948 году, когда Япония начала восстанавливаться,
Уэсиба и его последователи вновь объединились и основали организацию
Айкикай.
Вскоре был снят запрет на будо, и около 1950 года начались
регулярные занятия айкидо. Во всём устанавливался новый порядок, и
величественная точка зрения Уэсиба на айкидо как на не
соревновательное искусство, воспитывающее духовное и физическое совершенство,
была идеальным подходом. Уже через несколько лет после окончания войны
началось обучение нового поколения целеустремлённых учеников, и в
течение пятидесятых годов искусство айкидо было представлено всему
миру; организационными вопросами занимались сам Уэсиба и его сын Киссомару.
В первой половине того десятилетия японские учителя внедрили айкидо
во Франции и на Гавайях, и уже к середине пятидесятых годов в токийском
додзё постоянно занимались представители самых разных стран со всего
земного шара.
Первая публичная демонстрация айкидо проходила на крыше одного
из универсальных магазинов Токио в сентябре 1955 года. Это было достаточно
примечательное событие, поскольку до этого Уэсиба отказывался выступать
для публики. Это было правилом всех старых учителей. Когда Фунакоси
отправил своего сына Дзиго назад, на Окинаву, для изучения специальных
ката, местный учитель не начинал занятия, пока все окна додзё не были
прикрыты ставнями. Подобным же образом, Хакудо Накаяма занимался специальными
приемами с мечом в четыре часа утра, когда в додзё царил полумрак
и никто не мог бы подсмотреть секреты мастера. Киссомару переубедил
отца, сказав ему, что люди должны увидеть изящную действенность айки-до
во плоти, после чего восхитительные выступления Уэсиба стали украшением
многих демонстраций айкидо.
В отличие от Кано и Фунакоси, после которых осталось немного
наглядных документальных свидетельств, существует множество фильмов,
запечатлевших Уэсиба в действии, включая очень четкие фотоснимки,
сделанные еще в 1935 году. В 1958 году Уэсиба снялся в документальном
фильме под названием "Свидание с приключением", снятом двумя
американскими операторами, а чуть позже, в 1961 году, он стал главным
героем документальной ленты, снятой Японской национальной телесетью.
Уэсиба любил путешествовать и с удовольствием навещал новые
додзё, образующиеся в подразделениях его школы во всех концах Японии.
Но для его учеников, как до-, так и послевоенного периода, путешествие
вместе с Уэсиба становилось настоящим испытанием. В поездке его спутник
не мог расслабиться и потерять бдительность ни на секунду. К примеру,
Уэсиба настаивал на том, чтобы его доставляли на вокзал по меньшей
мере за час до отправления поезда. Иногда он мог отказаться садиться
в поезд, поскольку "чувствовал, что что-то
не так". Или же его спутнику, нагруженному поклажей и
необходимостью покупать билеты, приходилось играть в пятнашки со своенравным
и быстроногим мастером айкидо, который очень
часто резко сворачивал туда,
куда ему хотелось, - независимо от того, куда они направлялись,
- и исчезал в толпе прохожих. У Уэсиба была ещё одна забавная привычка
растрачивать все деньги вплоть до последней иены прежде, чем он достигал
места назначения. Терпеливая жена Уэсиба обычно снабжала его спутника
средствами, достаточными для покупки билетов, подкрепления сил закусками
и напитками и других издержек, а также дополнительной суммой на всякий
случай. Уэсиба каким-то образом всегда знал, сколько денег было у
его спутника, и неизменно останавливался у каждого встречающегося
святилища, чтобы сделать пожертвование. К концу путешествия деньги
расходились без остатка.
Однажды Уэсиба зашёл в недавно воздвигнутый храм. Он приказал
своему помощнику приготовить деньги для пожертвования. Однако после
минутной молитвы Уэсиба повернулся к своему спутнику и сказал: "Спрячь
деньги. Здесь нет бога". Действительно, этот храм был
поставлен исключительно для привлечения туристов и у него не было
органичной духовной связи с окружающей местностью.
В 1961 году Уэсиба отправился на Гавайи, чтобы торжественно
открыть Айкикай додзё в Гонолулу. Он оставался на Гавайских островах
в течение сорока дней, проводя занятия и создавая каллиграфические
записи для местных учеников. Гавайи ему понравились, но он сказал
своим ученикам: "Химикалии, которыми здесь поливают ананасовые
плантации, разрушают окружающую среду. Попытайтесь добиться того,
чтобы плантаторы не делали этого". По сравнению с неутомимой
деятельностью и постоянным возбуждением довоенного периода, последние
годы жизни Уэсиба были очень спокойными - он посвятил их исследованиям,
молитвам и упражнениям.
Вот фрагменты последних заметок Уэсиба, касающихся айкидо:
"Айкидо - лекарство для больного мира. В мире царит зло
и беспорядок, поскольку люди забыли, что все исходит из одного источника.
Вернитесь к этому источнику и оставьте позади эгоцентричные мысли,
мелочные желания и злобу.
Пока вы беспокоитесь о "хорошем" и "дурном"
в окружающих, вы оставляете свое сердце открытым для злобности.
Проверка других, соревнование с другими, осуждение других ослабляет
и одолевает вас. Ваш разум должен пребывать в гармонии с функциями
Вселенной; ваше тело должно быть согласовано с движениями Вселенной;
тело и разум должны слиться в одно и объединиться с деятельностью
Вселенной.
В айкидо нет состязания. Настоящий воин непобедим, потому что
он ни с чем не борется. "Победить" означает одолеть состязательный
разум, в котором мы находим прибежище.
Приемы используют четыре качества, которые отражают природу
мира. В зависимости от обстоятельств, движения должны быть твердыми,
как алмаз; гибкими, как ветви ивы; плавными, как поток воды, и пустыми,
как пространство."
К концу жизни внешность Уэсиба стала бесплотной, призрачной: белые
одежды, седые волосы и мягкая белая борода. Его здоровье постепенно
ухудшалось, но даже когда он был прикован к постели своим последним
недугом, Уэсиба все ещё был способен призывать волшебную космическую
силу, достаточную для того, чтобы разбросать во все стороны четырёх
помощников, если они начинали обращаться с ним, как с дряхлым стариком.
Подобно
Фунакоси, Уэсиба продолжал оттачивать техники своего искусства вплоть
до самой смерти. Мастер айкидо ушел из этого мира 26 апреля 1969 года
возрасте восьмидесяти шести лет.
Последним указанием, которое Уэсиба дал своим ученикам, стали слова:
"Айкидо предназначено для всего мира. В
нём нет места ни личным, ни разрушительным целям. Неутомимо тренируйтесь,
чтобы принести благо всем".
часть
I -- часть
II-- часть
III -- часть
IV
Материалы
по теме:
Искусство Мира
О проекте AikiStyle