Ответ
участнику АйкиФорума
Айкидо
- это не исправление других,
а исправление своего собственного ума.
Морихэй Уэсиба
ЧАСТЬ
1
Евгений:
Здравствуйте, Игорь!
Народ на этом форуме не избалован теоретическими и философскими темами,
поэтому, наверное, стоит дать ссылку на Ваше сообщение в соседней
теме, а еще лучше, продублировать его, так как по ссылкам мало кто
ходит.
Я прочитал Ваше сообщение. Интересно было бы ознакомиться со всей
статьей. Написано красиво. Позволю себе сделать только некоторые замечания.
Игорь
21/10/2006 в теме "Что такое Айкидо?" писал:
Глупо
спорить о том, какой он больше - сиреневый или электрический.
Так же и айкидо. Его можно рассматривать как эффективное боевое искусство,
а можно - как полноценную духовную практику. Все зависит от того,
как провести границы рассмотрения.
На
мой взгляд, по отношению к Айкидо такая аналогия не совсем уместна.
Характеристики чайника одна от другой совершенно независимы. В айкидо
же чем эффективнее оно, как БИ (боевое искусство), тем более полноценно,
как духовная практика, и наоборот. Поэтому и проводить границу нельзя,
так как проведение границы, на мой взгляд, предполагает возможность
раздельного рассмотрения этих аспектов.
Игорь
Шухов:
Привет, Евгений!
1.
Проведение границ - это элемент Второй логики, эффективной технологии
мышления. О Второй логике читай на сайте www.zen.ru.
2. Границы можно проводить как угодно и для чего угодно. Бесконечное
количество вариантов. Поэтому проведение границ должно быть привязано
к твоей цели: чего ты хочешь?
В своей статье об айкидо, я хочу сделать акцент на развитие сознания
в айкидо. Поэтому провожу границы так:
"Айкидо - это уникальная технология развития сознания и укрепления
физического здоровья, одним из многочисленных положительных эффектов
которой является приобретаемый в процессе тренировок навык гармоничного
разрешения конфликтов."
Если бы я хотел сделать акцент на один из других аспектов айкидо,
которых бесчисленное множество, то провел бы границы иначе. Ну, например:
Айкидо - это уникальное боевое искусство, в основе которого лежит
принцип непротивления.
Или:
Айкидо - это духовное завещание Морихэя Уэсибы.
А когда закончатся разные вариации рассмотрения айкидо как боевого
искусства и духовного учения Уэсибы, можно начать рассмотрение его
в контексте "влияния на социальное тело" и т.п.
Любой предмет, процесс, явление можно описывать бесконечным количеством
способов для достижения любых целей.
3. "проведение границы, на мой взгляд, предполагает возможность
раздельного рассмотрения этих аспектов" - эта возможность есть
всегда, когда существуют "разные аспекты". Поскольку айкидо
- это, ОДНОВРЕМЕННО боевое искусство и духовная практика и еще много
чего, то для конструктивного диалога (в моем случае диалога с читателем)
мне нужна была конкретизация: какой именно аспект или какую совокупность
аспектов я рассматриваю в ЭТОЙ статье.
4. "В айкидо же чем эффективнее оно, как БИ (боевое искусство),
тем более полноценно, как духовная практика, и наоборот."
Во-первых, - это заявление, по сути, твоя модель. Модель, которую
ты заимствовал у кого-либо или создал самостоятельно. Я исхожу из
того, что идеальных моделей не существует. Существуют модели адекватные
в той или иной степени, устраивающие ту или иную категорию людей.
Человек может сам создать свою модель, а может принять чужую и следовать
ей. Когда человек принимает чужую модель как данность, не подлежащую
пересмотру, рождаются догматизм и фанатизм.
Во-вторых, меня эта модель не устраивает по причине ее несоответствия
моему пониманию сути айкидо. Чем можно измерить "эффективность"
и "полноценность", о которых ты пишешь? По отношению к чему
"эффективнее" и по отношению к чему "полноценнее"?
То, что эффективно для одного человека, может быть неэффективно для
другого.
Под "полноценностью" каждый подразумевает свое. Когда я
пишу "полноценная духовная практика", я говорю "духовная
практика, являющаяся ДЛЯ МЕНЯ полноценной", когда ты пишешь "чем
эффективнее оно, как БИ (боевое искусство), тем более полноценно,
как духовная практика" что ты имеешь в виду? Отвечать мне на
этот вопрос не нужно. Ответь себе.
Теперь об "эффективности".
Все споры о том, что "эффективнее": айкидо, бокс, каратэ,
рукопашный бой и т.п. возникают лишь по одной причине - неумении правильно
проводить границы рассмотрения.
Айкидо - это один слой мира, в котором живут люди одного типа мышления.
Бокс - это другой слой мира. Там свои правила и законы. Говорить об
эффективности айкидо в границах "боксерской модели мира"
также абсурдно, как обсуждать эффективность хоккеиста на теннисном
корте.
Если же обсуждать эффективность айкидо и бокса в границах "умения
постоять за себя", то для меня очевидно, что айкидо - эффективно
для одной категории людей, бокс - для другой. Говорю это как человек,
практиковавший в прошлом бокс, а в настоящем - айкидо.
Человек, которому близок бокс, подразумевающий достижение превосходства
над противником путем его избиения, идет заниматься боксом. Если же
он, из-за своей трусости, идет заниматься айкидо, - а это, в определенных
границах рассмотрения, полярные дисциплины, - то он не становится
ни боксером, ни айкидокой.
Преступно практиковать айкидо с уровнем сознания боксера. И речь не
о том, что один уровень ниже, а другой выше. Речь о том, что это РАЗНЫЕ
уровни развития и для того, чтобы "боксеру" выйти на другой
уровень, если у него есть такая задача, ему нужно сначала честно отработать
свою "боксерскую модель". Идти в секцию бокса и достигать
высот на ринге или на улице до тех пор, пока необходимость в удовлетворении
чувства собственной важности, желания доказать свое превосходство
и преодолении страха "быть избитым" не иссякнет.
Безусловно, перейти от "боксерской модели мира" к айкидо
можно минуя боксерский ринг. Но только при условии, что сознание практикующего
готово к отказу от насилия и соперничества в той или иной форме. Если
же этот отказ иллюзорен и является попыткой человека убежать от "суровой
реальности" в "комфортный мир", то эта "суровая
реальность" так или иначе будет цеплять беглеца своими щупальцами
до тех пор, пока его картина мира не изменится на самом деле.
Практикуя айкидо, я увидел, что занимающихся можно условно разделить
на две категории: "трусливые боксеры" и "айкидоки по
убеждению". Разница между ними колоссальная.
Первые, в силу своей трусости, не пошли заниматься ударными техниками.
Они предпочли мягкий стиль айкидо, не подразумевающий мордобитие в
надежде, что он поможет им в разрешении физических конфликтов (в уличной
драке). Неудивительно, что, практикуя айкидо как одну из форм бокса,
эти люди не могут освоить принципы, лежащие в основе каждого приема.
Для них по-прежнему является важным доказать свое превосходство путем
нанесения вреда другому человеку.
И они этот вред причиняют. Причиняют тем, кто пришел заниматься айкидо
по убеждению. Тем, кто от рождения неагрессивен и некровожаден. Для
кого айкидо - это элемент Пути. Они причинят не только физический
вред в виде травм, чему я был свидетелем неоднократно, но еще более
страшный вред сознанию начинающих "айкидок по убеждению".
Соприкасаясь с "боксерским" айкидо начинающие "айкидоки
по убеждению" разочаровываются в принципах любви и гармонии,
лежащих в основе айкидо Уэсибы. Они перестают верить в эти принципы
и, в лучше случае, уходят из айкидо. В худшем, меняют свою позицию
и становятся "трусливыми боксерами".
Безусловно, в айкидо есть место каждому. В том числе и "трусливым
боксерам". И каждый в нем выполняет свою роль. Но важно видеть
и понимать эти роли, и, не осуждая других, идти к своей цели своим
путем. Если "трусливый боксер" в айкидо смог сбить вас с
толку, значит, вы еще не "айкидока по убеждению".
Возвращаясь к теме эффективности, замечу, что топор эффективен для
дровосека, скальпель для хирурга. Ни дровосеку, ни хирургу не могут
помочь "чужие инструменты". В их работе им нужен свой инструмент.
Айкидо - это тоже инструмент. "Свой инструмент" для людей
ОПРЕДЕЛЕННОГО типа мышления. Не-агрессоров.
Такие люди живут, как правило, в своем неагрессивном мире и максимум,
что они встречают на своем пути, так это раздраженную старушку, которой
достаточно уступить место в трамвае в ответ на ее претензию к этому
миру. Такие люди не желают заниматься "ударными техниками"
в силу своего врожденного человеколюбия, часто интерпретируемого окружающими
как трусость. Эффективность в айкидо определяется для них способностью
АДЕКВАТНО реагировать на внешний агрессивный импульс, соизмеряя силу
нападения с силой ответной реакции. И если им часто приходится вступать
в единоборство, то, как правило, - это единоборство со своим "обезьяним
умом".
Уровень развития сознания определяет мир, в котором живет человек.
Радостные люди живут в "радостном" мире. Грустные - в "грустном".
Боксеры живут в мире "боксеров", настоящие айкидоки - в
мире "любви и гармонии". "Радостный мир", "грустный
мир" и т.д. - это все модели восприятия сознанием окружающего
мира, который является одновременно и радостным, и грустным, и еще
много-много каким. Задача человека заключается в том, чтобы сделать
выбор, в каком мире он хочет жить и "затачивать" свое сознание
под этот мир.
Если человек идет в айкидо, чтобы научиться драться, то он обязательно
получит "по морде" от опытного боксера и разочаруется в
айкидо, поскольку выбрал для достижения своей цели "не тот инструмент".
Если же человек идет в айкидо, чтобы научиться правильно мыслить,
действовать и жить в неагрессивном мире, то он и это получит. Пусть
не сразу, но через несколько лет. Главное - это намерение там оказаться
и его сила, которая проявляется не в страстном желании, а в отсутствии
сомнений.
Евгений:
Игорь
21/10/2006 в теме "Что такое Айкидо?" писал:
Айкидо
- это уникальная технология развития сознания и укрепления физического
здоровья, одним из многочисленных положительных эффектов которой является
приобретаемый в процессе тренировок навык гармоничного разрешения
конфликтов.
Здесь,
как мне кажется, необходимо уточнить понимание термина "Айкидо".
Айкидо (с большой буквы, в широком понимании) - учение (философия)
М.Уэсибы, цель которой, по его словам - "создание мира истинного
счастья, мира без конфликтов и войн" путем воспитания (формирования)
как можно большего количества гармонично развитых людей на принципах
гуманизма и рационализма (следования законам природы, как их понимает
восточная философия)
Игорь
Шухов:
Евгений! Комментируя слова Уэсибы, учитывай, что любое неоднозначное
заявление можно интерпретировать по-разному и контекст того времени,
когда оно было сделано. Это первое.
Второе. Целью практически всех религий мира является "создание
мира истинного счастья, мира без конфликтов и войн". Вопрос в
том, насколько эта цель достижима.
Третье. Я не рассматриваю айкидо как "еще одну религию".
Айкидо для меня - это уникальный инструмент, подаренный Морихэем Уэсибой
лично мне для эффективного прокладывания своей траектории в жизненном
пространстве. У меня есть свои морально-этические принципы и цели.
Айкидо удовлетворяет их требованиям, поэтому я его практикую.
Четвертое. При всем моем уважении к личности Морихэя Уэсибы, мне не
важно, что и когда он говорил, и уж тем более то, как его поняли.
Для меня важен итог его жизни: что он сделал, и как то, что он сделал,
вписывается в мою картину мира, в мою линию деятельности. Другими
словами, я не хочу и не буду обсуждать слова О-Сэнсея, сказанные им
В РАЗНОЕ время и на РАЗНОМ уровне понимания, я буду пожинать плоды
его деятельности - практиковать айкидо.
Евгений:
и айкидо (с маленькой буквы, в узком понимании) - БИ, составная часть
Айкидо, своего рода инструмент, с помощью которого М.Уэсиба предполагал
формировать гармонично развитого человека, который, вследствие своей
гармоничности, будет обладать массой положительных качеств, в том
числе физическим и психическим здоровьем, неагрессивностью, уважением
к другим людям.
Игорь
Шухов:
Разумеется можно разделить айкидо на "Айкидо" и "айкидо".
Можно также выделить "Айки-до", "Ай-Ки-До" и т.д.
И каждому направлению дать свое определение, которое будет правильным
по всем формальным признакам. Суть не в этом. Суть в том, что конкретно
ты, Евгений, вкладываешь в слово "айкидо" и зачем практикуешь
айкидо как систему. Напомню, что проводить границы рассмотрения любого
предмета, процесса или явления можно бесконечным числом способов.
Я не разделяю айкидо на "Айкидо" и "айкидо". Для
меня это целостная система, включающая в себя аспекты духовного и
физического развития человека. Но твою мысль я понял.
Евгений:
И тогда человек человеку станет "друг, товарищ и брат".
Когда основная масса населения станет хотя бы относительно гармоничной,
цель учения М.Уэсибы осуществится.
Игорь
Шухов:
Меня не волнует когда "основная масса населения станет хотя бы
относительно гармоничной" и достигнет ли "учение М.Уэсибы"
в твоей интерпретации своей цели. Меня "волнует" как мне
стать гармоничным, как мне достичь моих целей. Слово "волнует"
пишу в кавычках, поскольку и это, в общем-то, меня сейчас не волнует.
Но в границах выбранной модели можно так сказать.
Евгений:
Фактически, философия М.Уэсибы - это специфический (восточный) вариант
коммунизма (вполне возможно, что корни у них общие).
Игорь
Шухов:
Возможно. Но, еще раз повторю, меня это не интересует. В мире существует
бесконечно много всего-всего-всего. Почему меня должно интересовать
именно это?
Евгений:
Хоть М.Уэсиба и писал:
"Побеждай своих противников духовно, заставив их осознать бессмысленность
своих действий." но он вполне допускал, что по каким-либо причинам
(чрезмерная агрессия, недостаточный уровень подготовки айкидоки и
т.п.) реализовать этот вариант будет невозможно.
Игорь
Шухов:
Ты, разумеется, можешь делать подобные заявления от чужого имени.
Но для меня они пустой звук. Твое письмо демонстрирует уровень твоего
понимания. Его недостаточно для того, чтобы я как-то реагировал на
твои слова в границах изменения своей модели, своей позиции относительно
айкидо. Как я определил "уровень твоего понимания" - неважно.
Объяснять этот процесс не буду.
Евгений:
Поэтому задачей БИ айкидо (помимо формирования гармоничного человека)
является гармоничное укрощение агрессии противника, руководствуясь
теми же принципами гуманизма и рационализма. В этом (контактном) смысле
навык гармоничного разрешения конфликта в процессе тренировок вырабатывается.
Игорь
Шухов:
Согласен с тем, что "навык гармоничного разрешения конфликта
в процессе тренировок вырабатывается". Все остальное, по сути,
бла-бла-бла.
Евгений:
Также в процессе тренировок у айкидоки вырабатываются сила, уверенность
и спокойствие, видя и ощущая которые, противник может отказаться от
агрессивных намерений.
Игорь
Шухов:
Согласен.
Евгений:
Что касается вербального навыка гармоничного разрешения конфликта,
то, насколько мне известно, О-Сенсей на нем внимание не акцентировал
и в процессе тренировок он не вырабатывается (может кто и обучает,
но у меня такой информации нет). Психологическое айкидо возникло гораздо
позже. Положившая ему начало книга ученика М.Уэсибы Терри Добсона
"Айкидо в повседневной жизни", была написана только в 1977
году.
Игорь
Шухов:
Психологическое айкидо является логическим продолжением традиции Морихэя
Уэсибы "в духе времени".
Поясню.
Мир изменяется. Изменяются условия, в которых человек живет и действует.
Если во времена японских самураев было актуальным безупречное владение
мечом, то для современного "самурая" актуальным является,
например, безупречное владение словом. Никто сейчас не ходит по улице
с мечом за спиной и не обнажает его в случае конфликта. Но каждый,
так или иначе, сталкивается с психологическими конфликтами, участвует
в психологической борьбе.
Айкидо, как воплощение принципа "возлюби ближнего своего как
самого себя", является эффективным средством для гармоничного
разрешения физических и психологических конфликтов. И то, что оно
возникло на рубеже 21-го века, неслучайно. Уровень развития цивилизации
достиг той границы, за которой принцип "око за око, глаз за глаз"
становится не просто разрушительным, а ставящим под угрозу существование
людей как вида. Трагические события 11 сентября 2001 года служат тому
подтверждением.
Евгений:
Игорь
21/10/2006 в теме "Что такое Айкидо?" писал:
Если человек, например, труслив, то знание технических приемов не
сделает его смелым.
Это
утверждение применительно к айкидо, на мой взгляд, не совсем корректно
и я не уверен, что Вы сможете достаточно убедительно его аргументировать.
Игорь
Шухов:
Да, согласен с тем, что формулировка не слишком корректна. После прочтения
твоего замечания я ее исправил. Теперь она звучит так:
Если человек, например, труслив, то одно лишь знание технических приемов
не сделает его смелым.
Евгений:
Для того, чтобы аргументировать мое утверждение, я вынужден обратиться
к инструментам восточной философии, лежащей в основе как Айкидо, так
и айкидо.
Игорь
Шухов:
Разница между тобой и мной, Евгений, огромна. То, что служит "неоспоримым
фактом", "аргументом" для тебя, для меня таковым не
является. Моя "аргументация" сводится как правило к собственному
опыту: я обжигался и знаю, что огонь обжигает. Безусловно, некоторые
вещи я принимаю на веру, как, например, то, что яд отравляет. Но принимать
или не принимать на веру что-либо - это акт моего добровольного выбора.
Навязать свое мнение, опираясь на чужой опыт, мне практически невозможно.
Слово
"практически" означает, что раньше со мной такое случалось,
и я не исключаю вероятность повторения такого опыта. Но всеми фибрами
своей души не желаю его.
Евгений:
С точки зрения восточной философии качества человека (физические,
эмоциональные и психические) определяются его энергетической конституцией
(утрированно - соотношениями процентного содержания 6 Ки)
Игорь
Шухов:
Да, мой личный опыт говорит о том же.
Евгений:
(при желании узнать подробнее можно из моего сообщения от 27.03.2005
здесь
http://www.budo-forums.ru/viewtopic.php?t=1133&start=0)
Игорь
Шухов:
Спасибо. При желании почитаю.
Евгений:
и может изменяться в течении жизни под влиянием энергетических конституций
внешних и внутренних факторов.
Игорь
Шухов:
Да, согласен.
Евгений:
Это обуславливает возможность формирования гармоничной личности в
процессе занятий айкидо.
Игорь
Шухов:
Добавлю лишь, что "возможность формирования гармоничной личности
в процессе занятий" существует не только в айкидо, но и в цигун
или йоге, например. Не вдаваясь в подробности, скажу, что любая целостная
система способствует "формированию гармоничной личности".
Точнее проработке той или иной ее составляющей. Так, например, в цигун
упор делается на энергетику человека, в йоге - на физическое тело.
Эффективность той или иной системы для человека определяется исключительно
целями, которые он перед собой ставит и душевными предпочтениями ("лежит"
или "не лежит душа" к данной системе).
Евгений:
Если человек труслив, то это его эмоциональное качество обусловлено
избытком энергии Страха на уровне эмоций (долго объяснять, поверьте
на слово). Если человек владеет техническими приемами, это значит,
что он достаточно продолжительное время тренировался и в процессе
тренировок его энергетическая конституция (а с ней и все качества)
изменялась в направлении гармонии (избытки энергий уменьшались, недостатки
восполнялись), т.е. трусость человека постепенно эволюционировала
в сторону качества, представляющего собой нечто среднее между патологической
трусостью и безрассудной смелостью, т.е. человек, наверняка, стал
более смелым.
Игорь
Шухов:
Да, согласен, "стал более смелым". Речь лишь о том, насколько
это "более" отразится на поведении человека, на его умении
управлять своим сознанием и адекватно действовать независимо от внешних
обстоятельств. Твоя мысль, Евгений, мне понятна. Моя мысль о другом.
Ее можно сформулировать иначе:
Акцент на техническое исполнение приемов обусловливает, но не гарантирует
безупречное владение ими в конфликтных ситуациях.
И это не моя умозрительная конструкция, а жизненный опыт, не раз подтвержденный
конкретными ситуациями.
Например, я был свидетелем тому, как способный молодой человек, стремящийся
овладеть техническими приемами айкидо как можно скорее, тренировался
каждый день. Очень быстро он достиг успеха в этом направлении - стал
одним из лучших учеников и единственным укэ для инструктора. Но вместе
с ростом технического мастерства возросло его самомнение, эго. Он
стал смелее, например, в плане страховки и общения с себе подобными,
но трусливее в признании своих ошибок, поскольку считал свою технику
безукоризненной. Уровень его агрессивности по моим ощущениям возрос.
Он раздражался всякий раз, когда начинающий укэ "мешал"
ему провести свою технику, он всех "учил" и яростно спорил,
отстаивая свою, не всегда верную точку зрения. Уровень развития его
сознания остался практически на том же уровне, с каким он пришел в
айкидо, несмотря на то, что техническое мастерство возросло.
Можно ли сказать, что этот молодой человек стал смелее? Да, безусловно,
можно. Но является ли уровень его смелости достаточным для гармоничного
разрешения конфликтных ситуаций? Нет! Поскольку человек, не умеющий
управлять своим сознанием, не может успокоить чужое.
Игорь
Шухов
Москва, октябрь 2006 г.