Ответ
участнику АйкиФорума
Айкидо
- это не исправление других,
а исправление своего собственного ума.
Морихэй Уэсиба
ЧАСТЬ
2
Евгений:
Практически это можно объяснить так: если человека за тренировку бьют
и бросают раз сто, и у него уже что-то получается (в смысле защиты),
то, если его захотят ударить на улице, он будет реагировать на это
совсем по другому, чем человек, которого ни разу не били. По мере
освоения техник атаки и защиты становятся все более реальными (а айкидо
это позволяет) и человек чувствует себя все более уверенно, в том
числе, и на улице.
Игорь
Шухов:
Да, согласен.
Евгений:
Но, как говориться, "не все йогурты одинаково полезны".
По этому поводу сын О-Сенсея, Киссемару Уэсиба в книге "Дух Айкидо"
писал: "Поскольку основанная на ошибочных представлениях тренировка
противостоит истинности Вселенной, она сама по себе вызывает трагические
последствия и разрушительные действия."
Т.е.
гармонизация человека происходит только в процессе тренировок, построенных
на принципах Айкидо, в противном случае эффект от тренировок может
быть обратным. Так, например, практикуемая многими БИ форсированная
накачка "физухи" с целью быстрейшего достижения успеха приводит
(особенно у подростков) к избытку в энергетической конституции человека
энергии Ветра, т.е к увеличению дисгармонии, что проявляется не только
в росте силы и мышечной массы, но и в неизбежном развитии таких качеств,
как агрессивность, злость, жестокость, высокомерие и т.п.
Игорь
Шухов:
Согласен.
Добавлю лишь, что сознание подростка, практикующего силовые виды спорта
для обретения уверенности в себе, не готово к тренировкам, "построенным
на принципах Айкидо". Оно находится на том уровне развития, на
котором эффективными инструментами жизнеобеспечения являются именно
силовые виды спорта.
Поясню.
Уровень развития сознания "качка-подростка" соответствует
тому слою мира, в котором правят агрессия и жестокость. Чтобы выжить
в этом слое, подросток вынужден наращивать "клыки и когти".
Иначе он будет "съеден" более сильными "особями"
(пишу это как человек, прошедший "школу выживания" в агрессивной
среде провинциального города).
Выбирая силовые виды спорта, подросток, фактически, принимает правила
игры "агрессивного слоя мира" и начинает жить по стандартному
сценарию, в котором выживает сильнейший. До тех пор, пока эта игра
будет удовлетворять его внутренним запросам, он будет в нее играть.
Как только она станет ему неинтересна, он начнет задумываться о других
сценариях жизни. С этого момента начнется или не начнется - все зависит
от итогов переосмысления его жизни - процесс перехода сознания на
другой уровень, которому соответствует другой слой мира, другие эффективные
инструменты жизнеобеспечения.
Ну, например, качок-подросток заинтересуется восточной философией,
у него появятся новые друзья, новые увлечения. И там, в этом слое,
он естественным путем придет к "принципам Айкидо", но уже
с измененным сознанием, на другом уровне своего развития. Если же
попытаться "внушить" подростку "принципы Айкидо"
на уровне его развития, соответствующему "агрессивному слою мира",
то ничего из этого не выйдет. Он автоматически занесет эти "принципы"
в категорию "какая-то хрень" и через короткое время забудет.
Хочу также отметить, что каждый человек рождается с определенным потенциалом
развития, уникальным набором качеств и способностей. То, что одному
"свойственно от рождения", другому дается кропотливым трудом.
И модель, которую я описал выше, - модель движения из одного слоя
мира в другой - справедлива лишь для определенной категории людей.
Евгений:
Игорь
21/10/2006 в теме "Что такое Айкидо?" писал:
Это
означает, что правильно понимающий "айкидока" тренирует
в первую очередь сознание.
Если
под сознанием понимать совокупность эмоционально-психических качеств,
то для их целенаправленного изменения, в соответствии с вышеизложенным,
необходимо изменить энергетическую конституцию человека, что приведет
к адекватным изменениям на физическом, эмоциональном и психическом
уровнях, т.е. тренировать сознание "в первую очередь", отдельно
от тренировки тела, невозможно. Можете попытаться, но получится ли?
Игорь
Шухов:
Первое.
Практический опыт близкого мне человека показал, что изменять "энергетическую
конституцию человека", не учитывая степень его физической подготовленности,
опасно. Это может привести к серьезным нарушениям психики, обусловленным
неготовностью тела пропускать через себя мощные энергетические потоки.
Поэтому работать с энергетикой нужно очень осторожно и, желательно,
под руководством опытных инструкторов, компетентных в вопросах энергетической
природы человека.
Второе.
Прочитав твой тезис в контексте нашего обсуждения, главный редактор
AikiStyle сочла нужным отметить следующее:
"Определение сознания может быть различным исходя из целевой
специфики модели. Из приведенного тезиса неясно, чем "совокупность
эмоционально-психических качеств" отличается, по сути, от "энергетической
конституции человека".
"Совокупность эмоционально-психических качеств" в "эзотерической"
литературе чаще обозначают как "подсознание", "душа",
"психоэнергетическая сущность" и т.д. Т.е. нечто, не обладающее
само по себе самоосознающей функцией.
В современной теории сознания используется следующее определение:
"Сознание - это внутреннее свойство системы (открытой или замкнутой),
которое заключается в способности системы реализовывать отдельные
допустимые состояния".
Т.е. - сознание характеризуется свойствами активности и контроля.
Определение "совокупность эмоционально-психических качеств"
этого не отражает."
Третье.
"Тренировать сознание" в моей модели означает "учиться
правильно и быстро мыслить, чувствовать, адекватно реагировать".
Для того, чтобы научиться правильно и быстро мыслить, тренировать
тело не обязательно. Этому можно научиться, например, сидя за компьютером.
Но речь не об этом. Речь о том, что айкидока должен уметь ПРАВИЛЬНО
мыслить, поскольку правильное действие обеспечивается правильным мышлением.
Сознание движет телом. Какое сознание, такое движение.
Четвертое.
Когда я говорю "в первую очередь" - это не означает "отдельно
от тела". Это означает "понимать первопричину, исток правильного
движения" и работать именно с ним. Все остальное - технические
приемы, физическая подготовка и т.п. - это всего лишь инструменты
работы с "первопричиной". Они должны занимать достойное
место в сознании практикующего, но не становиться самоцелью.
Евгений:
Игорь
21/10/2006 в теме "Что такое Айкидо?" писал:
Если человек ставит перед собой цель "бороться с хулиганами",
ему не следует заниматься айкидо.
Ну
зачем же так категорично.
Игорь
Шухов:
Когда я говорю "Если человек ставит перед собой цель "бороться
с хулиганами", ему не следует заниматься айкидо" - это означает,
что для решения задачи "бороться с хулиганами" существуют
другие инструменты. Разумеется, айкидо можно использовать в качестве
"орудия для борьбы", также как скальпель для убийства. Но
для меня это уже не айкидо.
Евгений:
О-Сенсей не вводил никаких ограничений в отношении занимающихся. Наоборот,
он говорил:
"Айкидо предназначено для всего мира."
Пусть приходит и занимается. "Борьба с хулиганами", как
устранение одного из видов дисгармонии в обществе - вполне в духе
Айкидо.
Игорь
Шухов:
Ты не понимаешь сути айкидо. Хотя и умничаешь на эту тему.
В мире полно "борющихся" с тем или иным "проявлением
дисгармонии в обществе". Хочешь пополнить их ряды?! Пополняй!
Но не за счет других.
Хочешь бороться с хулиганами?! Иди на улицу и борись, а не спорь на
чужих интернет-форумах.
Твои слова… они же действуют на сознание других людей. Они излучают.
Впрыскивают энергию определенного качества в этот мир. Отдаешь ли
ты себе отчет в том, ЧТО ИМЕННО излучаешь своими "доброжелательными
словами"?
Короче. Морихэй Уэсиба не учил, как устранять "дисгармонию в
обществе". Он учил, как исправлять дисгармонию в себе. Открой
его духовное завещание "Искусство
Мира". Там с первых строк об этом.
Евгений:
Вполне возможно, что в процессе тренировок его взгляды на методы борьбы
изменятся.
Игорь
Шухов:
Чтобы понять айкидо Уэсибы, нужно изменять не "взгляды на методы
борьбы", а взгляд на борьбу как деструктивное явление. Изменить
взгляд на борьбу можно, не только практикуя айкидо. Практика прямого
сознания - вот основа правильного понимания сути вещей. О "практике
прямого сознания" читай на сайте www.zen.ru
(набери в поиске по сайту "практика прямого сознания" и
читай!).
Евгений:
Игорь
21/10/2006 в теме "Что такое Айкидо?" писал:
Желание "бороться" - это показатель уровня развития, недостаточного
для понимания сути айкидо.
Если бы в секции и клубы айкидо люди отбирались по отсутствию желания
"бороться" и уровню развития, додзё, на мой взгляд, были
бы полупустые. Айкидо могут заниматься все (кроме тяжелобольных и
недееспособных), независимо от возраста, пола, уровня развития, социального
положения и т.п.
Игорь
Шухов:
1. Разумеется, что "Айкидо могут заниматься все". Но "заниматься
айкидо" и "понимать его суть" - это разные вещи.
2. Все люди ощущают на себе действие законов физики, а некоторые даже
могут их сформулировать. Но великими физиками становятся единицы.
3. Речь, Евгений, конечно же, не о том, что НЕЛЬЗЯ заниматься айкидо,
не понимая его сути. Речь о том, что в процессе занятий нужно СТРЕМИТЬСЯ
к этому пониманию. Ответить себе на вопрос: зачем и почему я этим
занимаюсь? Какие цели преследую? Не автоматически копировать чужую
технику, а вдумчиво искать свой стиль, свою стратегию поведения как
на татами, так и в жизни в целом. "Автоматически" и "вдумчиво"
- это разные подходы к процессу обучения. Первый ведет к обретению
технических навыков, второй - к пониманию сути.
Евгений:
Игорь
21/10/2006 в теме "Что такое Айкидо?" писал:
Практиковать айкидо, не понимая его сути, значит, разрушать его целостность,
низводить тончайшее искусство, в основе которого лежит принцип "возлюби
ближнего своего", до уровня уличной драки.
Если
это замечание адресовано тренерам и мастерам айкидо, то, на мой взгляд,
оно вполне справедливо.
Игорь
Шухов:
Евгений! Мои слова не являются замечаниями, а статья в целом не носит
критический характер. Прошу рассматривать ее как отражение моей позиции,
а не руководство к действию и рекомендации.
Евгений:
Хотя, надо сказать, что понимание, а, тем более, Айкидо - вещь весьма
субъективная (о чем наглядно свидетельствуют дискуссии на форумах).
Игорь
Шухов:
Разумеется.
Евгений:
По этому поводу К.Уэсиба в книге "Дух Айкидо" писал:
"Сущность
айкидо, единство ki, разума и тела, должна быть постигнута человеком
как целое. Если мы воспримем только ее духовный аспект, то можем впасть
в доктринерство и абстракционизм. Если же мы будем воспринимать это
только с точки зрения развития техники и физической силы, то нам придется
удовлетвориться упрощенным объяснением моторных движений. Сущность
включает как духовный, так и физический аспекты…"
Игорь Шухов:
Да, согласен с "К.Уэсиба в книге "Дух Айкидо"".
Евгений:
Что касается простых айкидок, то это не их вина, что им в начале занятий
суть Айкидо никто толково не объяснил.
Игорь
Шухов:
Первое.
Если бы можно было написать одну книгу, объясняющую "суть всего",
она была бы давно написана. Никто и никогда не сможет "толково"
объяснить "суть Айкидо" тем более "простым айкидокам".
Любое объяснение - это модель. Где-то более совершенная, где-то менее.
Но, тем не менее, это модель, заточенная под определенную категорию
людских сознаний. При соприкосновении этой модели с сознанием другого
типа, она не будет работать. То, что "толково" для одного
человека, может быть совершенно "бестолково" для другого.
Именно поэтому до сих пор не написана ОДНА книга, объясняющая "суть
всего".
Второе.
Мне нет дела до "простых айкидок" и уж тем более до поиска
"виновных". Мое дело - практика. Искусство Мира начинается
с меня.
Евгений:
Да и объяснять-то невыгодно. Если объяснить правильно (т.е. по книгам
М.Уэсибы, его наследников и учеников), то половина сразу уйдет, так
как молодежи, воспитанной на американских боевиках (в т.ч. на киношном
"айкидо" С.Сигала) это не нужно, а у второй половины появится
слишком много вопросов относительно сути и предлагаемых техник. Поэтому
и протаскивается всеми силами тезис, что понять философию Айкидо невозможно,
а тренеры на вопросы о сути Айкидо отвечают: "Работай, потом
поймешь!, т.е. никогда.
Игорь
Шухов:
Евгений! Прекращай критиковать и умничать. Работай, потом поймешь!
Евгений:
Игорь
21/10/2006 в теме "Что такое Айкидо?" писал:
Эффективность в айкидо определяется не умением скрутить хулигану руки
- этому учат в любом виде единоборств, - а способностью разрешать
конфликты без применения силы.
Ну,
я бы так не сказал.
Игорь
Шухов:
Разумеется.
Евгений:
Скорее в любом БИ учат выводить хулигана (а также тех, кто слабее
и не понравился) из строя. А само утверждение я бы несколько изменил:
Игорь
Шухов:
Напиши статью для журнала, размести ее на своем сайте и чужих форумах,
ответь на "замечания" умников и потом изменяй в ней все,
что сочтешь нужным. В моей статье этого делать не нужно.
Евгений:
Эффективность айкидо должна определяться способностью айкидоки разрешать
конфликты без применения силы, а в случае ее применения со стороны
противника - укрощением его агрессии с причинением ему и себе минимального
физического и морального ущерба. Потому что сейчас - чем жестче и
больнее, тем круче (эффективнее).
Игорь
Шухов:
Первое.
Когда я пишу "Эффективность в айкидо определяется…", то
четко выражаю СВОЮ позицию. Для меня "Эффективность в айкидо
определяется не умением скрутить хулигану руки - этому учат в любом
виде единоборств, - а способностью разрешать конфликты без применения
силы". Я настаиваю на том, что высший критерий эффективности
в айкидо - это способность разрешать конфликты без применения силы.
Второе.
"Укрощение его агрессии" и "восстановление гармонии"
для меня не одно и тоже.
Укротить, значит заставить повиноваться, сделать ручным, смирным.
Любое "заставить" - это насилие, которое автоматически рождает
другое насилие и т.д., непрерывную цепочку причин и следствий.
Восстановить гармонию, значит помочь агрессивно настроенному человеку
успокоить свой ум, привести его в состояние равновесия. Ключевое слово
- "помочь".
Смотрел фильм "Достать коротышку" с Джоном Траволтой? Помнишь
эпизод, в котором герой Траволты бьет ногой в пах телохранителя мафиози,
предупреждая его нападение, и тут же помогает ему сесть, советует,
как правильно дышать, чтобы облегчить боль, а через минуту мирно беседует
с ним о кинематографе? Вот пример восстановления гармонии, пусть и
не методом айкидо. Если бы Траволта просто "укротил агрессию"
нападающего ударом в пах и, после этого сел в автомобиль и уехал -
это был бы один сценарий развития событий. Когда же он сделал нападающего
своего другом - причем сделал это искренне, не от страха перед возмездием
- он, тем самым, восстановил равновесие в их отношениях, гармонию.
Третье.
Дисгармония в отношениях начинается с дисгармонии человека с самим
собой. Неуверенность в себе порождает желание "быть крутым",
выглядеть определенным образом. Желание "быть крутым" приводит
человека в колею стандартного, чужого сценария жизни. Повторяя чужой
сценарий жизни, человек лишает себя возможности найти свой, неповторимый
путь к счастью, гармонии с самим собой и окружающим миром.
Четвертое.
Для того, чтобы научиться восстанавливать гармонию в отношениях и
помогать другим людям уравновешивать свое сознание, необходимо обрести
гармонию в самом себе и научиться управлять своим сознанием.
Пятое.
Чтобы обрести гармонию и научиться управлять своим сознанием, необходимо
акцентировать внимание на самом себе: думать только о том, как самому
стать лучше, но не о том, как исправить других.
Шестое.
На обретение гармонии в самом себе может уйти вся жизнь. Но это единственный
путь, ведущий к восстановлению гармонии во всем мире.
Седьмое.
Морихэй Уэсиба подарил миру уникальное боевое искусство и эффективный
инструмент для восстановления гармонии в самом себе и, как следствие,
во всем мире. От того, в какие руки попадает этот инструмент, зависит
его область применения и эффективность.
Евгений:
С пожеланием успехов и гармонии, Евгений.
Игорь
Шухов:
Привет, Евгений!
Шух.
Игорь
Шухов
Москва, октябрь 2006 г.